Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
При организации образовательного процесса в
МБДОУ учтены особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в
том числе с ОВЗ.
В МБДОУ создана психолого-педагогическая
служба сопровождения, которая совместно с воспитателями участвует в
проектировании и организации образовательного процесса ребёнка с ОВЗ.
Деятельность специалистов организована в форме консилиума для выявления и
обследования детей, разработки алгоритма действий.
Для воспитанников с ОВЗ используются
специальные адаптированные образовательные программы, основной целью которых
является коррекция нарушений развития. Для каждого воспитанника с ОВЗ
разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут с учётом особенностей
развития ребенка и его возможностей.
При использовании специальных
методов, приемов, средств обучения, специализированных образовательных и
коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности
детей, используется дифференцированное и индивидуализированное обучение с
учетом специфики нарушения развития ребенка, а также комплексное воздействие на
воспитанника, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных
занятиях.
Педагоги ДОУ формируют профессиональные компетенции по психолого-педагогическому сопровождению детей-инвалидов и лиц с ОВЗ через различные формы образования.
В рамках образовательного процессасоздана атмосфера эмоционального комфорта, сотрудничества и принятияособенностей каждого ребенка.
Специально оборудованные учебные кабинеты
В ДОУ функционируют 2 группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи; имеются
специально оборудованные кабинеты для проведения коррекционной работы с детьми с
ОВЗ - кабинеты учителей-логопедов - 2.
Они предназначены для:
-проведения
диагностического обследования речевого развития детей дошкольного возраста.
-проведения
с детьми подгрупповых и индивидуальных занятий по коррекции речевых нарушений.
Для коррекционной логопедической работы в кабинетах имеется необходимое диагностическое и реабилитационное оборудование, учебно-методические и наглядные пособия по звукопроизношению, фонетическому восприятию, лексическому запасу, по развитию связной речи, серии наглядных картинок, коррекционно-развивающие игры, игры и пособия для развития фонематического слуха, навыков слухового анализа, подготовки к обучению грамоте.
В МБДОУ функционирует кабинет педагога-психолога - 1, оснащение которого позволяет проводить подгрупповые и индивидуальные коррекционные занятия и осуществлять квалифицированную коррекцию нарушений развития детей.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для проведения практических занятий, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ, используется все пространство учреждения: игровые комнаты, музыкальный и физкультурный залы, кабинеты учителя-логопеда, коридоры, прогулочные площадки, огород, спортивная площадка и площадка "Автогородок". В МБДОУ функционируют кабинеты ИЗО-деятельности и познавательного развития.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Специальное
помещение для размещения библиотеки отсутствует, книжный фонд методической,
энциклопедической и художественной литературы находится в методическом кабинете
ДОУ. Весь книжный фонд можно условно разделен на части и включает в себя:
Книги для воспитателя (методическая, в т. ч. по организации
коррекционной работы и справочная литература);
Репродукции картин, иллюстративный материал, дидактические
пособия;
Книги для воспитанников: произведения, рекомендованные
программой, по которой работает ДОУ, сборники сказок, малых фольклорных форм,
познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и
писателей;
Книги совместного пользования.
На группах также имеется подборка детской художественной и познавательной литературы с яркими иллюстрациями, аудио и видеотека. Используются электронные образовательные ресурсы для ознакомления детей с художественными произведениями. В групповых помещения МБДОУ созданы уголки книг для воспитанников.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В ДОУ оборудован физкультурный зал, в котором проводятся утренняя гимнастика, НОД, физкультурные досуги, праздники и развлечения. В зале имеется стандартное и нестандартное оборудование, спортивный инвентарь, необходимые для ведения физкультурно-оздоровительной работы. Оборудование и инвентарь соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПиН. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо - физиологическим особенностям детей, их возрасту.
На территории ДОУ имеется спортивная площадка с необходимым оборудованием: лесенки для лазания, щиты для
метания, бревно, лавки, яма для прыжков, турники и пр.На прогулочных
участках все возрастные группы также имеют набор спортивного оборудования и
инвентаря.
В каждой группе оформлены «физкультурные уголки» в которых для организации двигательной деятельности имеются мячи, кегли, обручи, мишени для метания, скакалки, дорожки «здоровья», и др.; спортивное оборудование; нетрадиционное оборудование; многофункциональное оборудование; оборудование для оздоровительной работы (массажные дорожки, пуговичные коврики, мячи для корригирующих упражнений) и пр. Оборудование может быть использовано как обычными детьми, так и детьми с ОВЗ.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду
для обеспечения образовательной деятельности, в том числе для детей-инвалидов и
детей с ОВЗ, рассматриваются в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации
основной образовательной программы дошкольного образования как совокупность
учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих
эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает
возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников,
так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках НОД по
освоению основной образовательной программы, но и при проведении режимных
моментов.
Во всех возрастных группах и на прогулочных участках создана развивающая
предметно-пространственная среда в соответствии с основными направлениями
развития детей.
Педагоги ДОУ моделируют
предметно-развивающую среду, исходя из индивидуальных особенностей и
возможностей воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов в
соответствии с требованиями ФГОС ДО. Для организации образовательной, игровой,
оздоровительной деятельности детей с особыми образовательными потребностями в
ДОУ имеется различное игровое и коррекционное оборудование: массажные и
координационные дорожки, набивные мячи,
детские тренажеры, мягкие спортивные
модули, релаксационное и сенсорное оборудование. оформлены «сенсорные уголки». Также
используются современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения
(электронные образовательные ресурсы).
Воспитательная работа с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья осуществляется инклюзивно, с предоставлением возможности участия во всех дошкольных мероприятиях, направленных на всестороннее развитие ребёнка. При необходимости оказываются специализированная помощь и консультации специалистов.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Территория МБДОУ соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных детей и родителей, обеспечен доступ к зданию и сооружениям.
Главный вход в здание оборудован пандусом для инвалидов-колясочников.
В целях обеспечения доступности услуг для инвалидов в ДОУ разработан Паспорт доступности, согласно которому объект признан частично доступным для отдельных категорий инвалидов.
Специальные условия питания
В Учреждении организовано сбалансированное питание в соответствии с основным 10 - дневным меню, утвержденным заведующим.Питание воспитанников осуществляется в соответствии с действующими СаНиП.
Специальные условия охраны здоровья
В ДОУ созданы условия для охраны здоровья
воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
здоровья. Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи в учреждении имеется
медицинский кабинет. Медицинский кабинет оснащён оборудованием, инвентарем и
инструментарием в соответствии с СанПиН и Приказом Министерства здравоохранения
Российской Федерации от 5 ноября
В учреждении организовано
психолого-педагогическое сопровождение воспитанников, в том числе лиц с
ограниченными возможностями здоровья. Функционирует психолого-педагогический
консилиум ДОУ. Целью ППк является обеспечение диагностико-коррекционного и
психолого-педагогического сопровождения воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья, исходя из реальных возможностей образовательного
учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями,
возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и
нервно-психического здоровья воспитанников. ППк тесно сотрудничает с территориальной
психолого-медико-педагогической комиссией города Калуги (ТПМПК),
функционирующей на базе МБУ «Центр «Стратегия» г. Калуги. В сложных
ситуациях воспитанники с родителями направляются в ТПМПК на дальнейшее
обследование.
Соблюдаются рекомендации лечащего
врача по определению режима нагрузок, охране жизни и здоровья обучающихся –
инвалидов и детей с ОВЗ, организации образовательного процесса (организация
режима дня, смены видов деятельности на занятиях, проведение физкультурных пауз
и т.д.)
В детском саду используются здоровьесберегающие технологии, направленные на полноценное физическое развитие детей, их оздоровление, профилактику заболеваний, коррекцию отклонений в здоровье, в том числе и детей с ОВЗ.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В учреждении имеется доступ к сети
Интернет. Данный ресурс используются педагогами для повышения эффективности
образовательного процесса.
Воспитанники, в том числе и дети с ОВЗ,
являются «пользователями» материалов, подготовленных педагогами для организации
образовательной деятельности.
В целях обеспечения доступности к информационным материалам, на официальном сайте ДОУ создана альтернативная версия сайта для инвалидов по зрению.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
К электронным образовательным ресурсам самостоятельного доступа у дошкольников нет.
Педагоги активно используют в организации
образовательной и игровой деятельности такие электронные образовательные
ресурсы, как презентационные материалы, обучающие программы, сайты для детей и
их родителей, в том числе и для детей с ОВЗ.
Педагоги имеют доступ к сети Интернет и ЭОР с
компьютера в методическом кабинете .
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Учителя-логопеды используют индивидуальное оборудование для постановки речевого аппарата.
Дети с ОВЗ, посещающие группы общеразвивающей направленности, могут участвовать в
образовательном процессе на общих основаниях с имеющимся в ДОУ
оборудованием и в специальных технических средствах обучения по состоянию
здоровья не нуждаются.