Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Умелые ручки"

Управление образования города Калуги
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение № 49 «Белочка» города Калуги

ПРИНЯТА
Педагогическим советом
Протокол № 01 от 31.08.2020 г.
Педагогический час от 09.03.2021 г.

УТВЕРЖДЕНА
Приказом заведующего
№ 221-од от «31» августа 2020 г.
№ 52-од от «09» марта 2021 г.
(внесение изменений)

Дополнительная общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности

"Умелые ручки"
Возраст воспитанников: 5-6 лет
Срок реализации программы 36 часов (1 год)

Автор-составитель: Савкина С.М.
должность: воспитатель

Калуга
1

Содержание
№

Мероприятия

Страница

1

Целевой раздел

3

1.1 Пояснительная записка

3-4

1.2 Цели

4

1.3 Задачи

4

1.4 Направления работы

4

п/п

1.5Принципы
процесса

построения

педагогического

4
4-5

1.6 Ожидаемые результаты
2

Содержательный раздел
2.1Содержание
работы

психолого-педагогической

2.2 Методы и приемы обучения
2.3Этапы работы
2.4Взаимодействие с родителями
3

2

5
5-6
6
6
6-7

Организационный раздел

7

3.1 перспективное планирование

7-14

3.2 Критерии оценки

15

3.3 Педагогическое обследование

16

3.4 Организация занятий

16-17

3.5 Материально-техническое обеспечение

17

3.6 Программно –методическое обеспечение

17-18

1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из
наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования
индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.
Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы
собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от
того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные
потребности ребенка данного возраста, а именно:
 желание практически действовать с предметами, которое уже не
удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а
предполагает получение определенного осмысленного результата;
 желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно
использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.
Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с
подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания
образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы
с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и
использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей
закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно
полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и
представления прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам: “Вещь, сделанная самим
ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по
этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что
пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким
является большинство наглядных учебных пособий”.
Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и
различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев,
коробок, бутылок и т.д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение,
когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время
воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата.
Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками,
выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить
поделку.
Новизной и отличительной особенностью программы “Приобщение детей к
художественному и ручному труду и развитие творческих способностей детей”
является развитие у детей творческого и исследовательского характеров,
пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание
свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических
действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к
окружающему.
3

Необходимость в создании данной программы существует, так как она
рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей
творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического
мышления и усидчивости.
Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и
гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными
документами:
• Конституция РФ, ст. 43, 72. 2
• Конвенция о правах ребенка (1989 г.)
• Закон РФ «Об образовании».
• Типовое положение о ДОУ.
• СанПиН
• Устав ДОУ
Рабочая
программа
социально
педагогической
направленности
предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере
профессиональной необходимости.
1.2 Цель программы.
Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные
способности в процессе создания образов и поделок, используя различные материалы
и техники.
1.3 Задачи программы.
Обучение детей различным
природного и бросового материалов.

приемам

преобразования

бумаги,

ткани,

Развитие воображения, умения видеть необычное в обычных предметах,
развитие художественно-творческих способностей и творчества детей.
Изготовление детьми атрибутов для сюжетно-ролевых и дидактических игр,
игр-драматизаций, использование детских поделок для оформления интерьера
дошкольного учреждения.
Воспитание трудолюбия, аккуратности, желание доводить начатое дело до
конца.
1.4 Принципы построения педагогического процесса.
1. От простого к сложному.
2. Системность работ.
3. Принцип тематических циклов.
4. Индивидуального подхода.
1.5 Направления работы.
Развитие творческих способностей
4

Художественно-эстетическое развитие
Познавательное развитие
1.6 Ожидаемый результат.
-Познакомятся с различными материалами и их свойствами.
-Освоят навыки работы с ножницами и клеем.
-Научатся некоторым приемам преобразования материалов.
- Научатся видеть необычное в обычных предметах, использовать
нетрадиционный материал (подручный, бросовый), самостоятельно находить
новые способы в использования бумаги, умения делать объемные фигурки из
бумаги;
-Приобретут умения работать с любым пластическим материалом.
-Разовьют мелкую моторику рук.
Формы подведения итогов реализации данной программы являются: выставки,
открытые мероприятия, участие в смотрах, конкурсах детского сада
Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении
необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени
прохождения материала
2. Содержательный раздел
2.1 Содержание психолого-педагогической работы.
Данная программа предполагает проведение одного занятия в неделю,
продолжительностью 25 минут с детьми 5-6 лет - в год 36 часов. Занятия проводятся
во второй половине дня в соответствии с тематическим планом. На занятиях кружка
присутствует личностно-ориентированный подход, при этом учитываются
психологические особенности каждого ребенка. Во время образовательной
деятельности, в процессе труда, обращается внимание на соблюдение правил
безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную
организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в
процессе изготовления художественных изделий.
Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных
материалов, основное внимание педагога обращено на освоение детьми основных
приемов и методов. Но это не значит, что в процессе изготовления поделок
исключается творческий подход детей к выполнению задания. Часто обучение
техническим приемам идет параллельно с развитием творчества детей.
Перед обучением детей работе с природным и бросовым материалом: тканью и
бумагой проводится ознакомление со свойствами этих материалов. При обучении
различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди
используемых методов и приемов будет занимать процесс изготовления поделки. На
первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий. По
мере приобретения детьми необходимого опыта, ребята все чаще начинают проявлять
5

свои личные качества, начинают проявлять воображение, творчески мыслить,
начинают делиться своими навыками и идеями с другими детьми в следствии чего
иногда в процессе работы следует привлекать детей к показу. При ознакомлении
дошкольников с различными (материалами) техниками в данной программе будет
использоваться и поэтапный показ. Деятельность детей по преобразованию разных
материалов сама по себе интересна дня них, и вместе с тем, способствует
формированию разнообразных умений и творчества. А использование на занятиях
художественной литературы и сюрпризных моментов делают их еще более
увлекательными, и помогает преодолевать возникающие трудности. Использование
игровых приемов положительно влияет на эмоции детей, которые в свою очередь
оказывают влияние на развитие творчества.
Использование тематического принципа построения занятий позволяет
варьировать их в зависимости от умений и навыков детей, добиваться более
значительного результата. Такие циклы очень мобильны, ими легко пользоваться.
Тематические циклы дают возможность создавать с детьми из разных
материалов общие композиции, позволяющие использовать их в оформлении группы,
дошкольного учреждения, дает возможность объединить детей в группы для
коллективных работ. Коллективная форма проведения занятий помогает создавать
интересные многоплановые и красочные композиции, положительно влияет на
нравственно-эстетическое развитие ребенка, способствует умению согласовывать
свои желания с желаниями других детей, помогать друг другу в сложных ситуациях.
Формы объединения используются различные: парами, небольшими группами по
четыре человека, всей группой, каждый отдельно для соединения в общую
композицию.
Использование тематических блоков позволяет переводить занятия из одной
темы в другую, заменять одно задание другим, не меняя при этом основной цели –
развитие художественно-творческих способностей детей во время работы с
различными материалами. При проведении анализа работы использовать различные
игровые упражнения и дидактические игры. Во время их проведения в занимательной
форме дошкольники учатся находить достоинства и недостатки своих работ и
поделок других детей.
2.2 Методы и приемы обучения.
1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь).
2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование
скороговорок, пословиц и поговорок).
3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).
2.3 Этапы работы.
Весь образовательный цикл делится на 3 этапа.
1 этап - знакомство со свойствами материалов.
2 этап - обучение приемам изготовления.
3 этап - изготовление поделок.
6

Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации и советы по
изготовлению той или иной поделки, семинары практикумы.
Работа с родителями предполагает: папки раскладушки, информационные
стенды, индивидуальные консультации.
2.4 Взаимодействие с родителями
Консультация для родителей «Занимаемся осенним творчеством вместе со своими
детьми»
Консультация для родителей на тему «Развитие мелкой моторики рук через
нетрадиционные техники рисования»
Консультация для родителей «Значимость ручного труда для ребѐнка»
Консультация для родителей "Организация ручного труда в семье"
Консультация для родителей на тему «Поделки из соленого теста»
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей, с помощью
природного материала».
Консультация для родителей «Квиллинг руками ребѐнка»
Консультация для родителей «Поделки всей семьей»
Консультация для родителей «Как относиться к неудачам ребенка?»
Индивидуальные консультации родителей
3 Организационный раздел
3.1 Перспективное планирование работы по ручному труду
Месяц

Тема

Сентябрь
(природный
материал)

« Бабочки»

7

Задачи
Аппликация с использованием
резанных цветных
ниток. Познакомить детей с
новым для них видом ручного
труда. Ознакомить с техникой
работы. Учить аккуратно
намазывать клеем необходимый
участок работы, аккуратно
засыпать этот участок цветной
ниткой соответствующего цвета.
Учить равномерно распределять
свой участок работы на общем
изображении.

Материал
Листы
цветной
бумаги,
нитки,
ножницы,
клей

Октябрь
(природный
и бросовый
материал)

8

Что такое
«Дизайн»?

Познакомить детей с профессией
дизайнера, подготовить фон для
следующей работы;
способствовать, умению
планировать свою работу;
доводить начатое дело до конца

Краски,
кисточки,
лист для
акварели,
листья разных
деревьев.

“Осенняя почта”.
(Открытки с
орнаментом из
листьев).

Познакомить детей с открыткой
– как самостоятельным видом
искусства, с историей его
развития. Научить детей делать
открытку, используя способ
оттиска листа.

Лист картона,
литы разных
деревьев,
краски, кисть

“Открытка
игрушка”. (гриб).

Научить детей делать мини –
открытку, которая одновременно
может служить и поздравлением
и игрушкой. Воспитывать
умение планировать результат,
получать чувство
удовлетворения от выполненной
работы. Познакомить с
«насыпной» техникой
изображения различными
видами семян и крупы,
расширить знания детей о
различных видах зерновых
культур.

Бумага, клей,
ножницы,
семена,
крупы.

Звери и птицы по
замыслу

Обогащать знания детей о
разнообразии природного
материала и его использовании в
поделках; продолжать учить
делать поделки из этого
материала;

Шишки,
листья,
палочки,
клей, веточки,
цветы, семена

«Портрет Осени»
(Композиция из
листьев, цветов,
косточек, семян)

Обогащать знания детей о
разнообразии природного
материала и его использовании в
поделках

Цветной
картон,
цветная
бумага, клей,
ножницы,
семена,
пластилин.

« Петя - петушок»

Мозаичная аппликация из

Заготовки с

пластилина. Учить детей
самостоятельно выполнять
работу, отщипывать маленькие
кусочки пластилина, скатывать
шарики и наклеивать их на
форму, приготовленную
педагогом.

шаблонным
изображением
петушка,
пластилин.

Закреплять умение работать
самостоятельно, с помощью
бумажных выкроек склеивать
каркас светофора. Продолжать
знакомить с изготовлением
поделок из бросового материала.

Клей, цветная
бумага,
бросовый
материал

Учить
делать
объемную
поделку, используя картон ,
фольгу, бусинки и тесьму.
Развивать
терпение,
внимательность, усидчивость

Цветной
картон,
цветная
бумага, клей,
ножницы,
фольга,
бусинка,
тесьма.

Сарафан для
матрешки

Продолжать
учить
детей
работать с бумагой разного вида
и качества; умение радоваться
полученному результату.

Бумага,
краски,
ножницы,
клей

«Половичок»

Продолжать
учить
работать с бумагой.

Домашние животные

Познакомить детей с новым для
них видом ручного труда поделки из спичечных коробков.
Ознакомить с техникой работы.
Предложить самим придумать и
изготовить игрушку ( показ
образца поделки). Упражнять в
умении аккуратно обклеивать
спичечные коробки.

Изготовление
светофора

«Колокольчик»

Ноябрь
(бумага)

«Собачка»,
«Кошечка»

детей Плетение из
бумаги

Домашние животные Продолжать учить детей
работать по шаблону, с разным
9

Бумага
цветная,
кисти для
клея,
ножницы,
спичечные
коробки.

Бумага, клей
салфетки,

«Овечка»

Декабрь

10

материалом. Учить планировать
свою работу. Развивать мелкую
моторику, усидчивость.
Воспитывать желание доводить
начатое дело до конца.

Обрывная
аппликация
«Елочка зимой».

С помощью этой техники
создать композицию зимы,
используя небольшие кусочки
цветной бумаги. Учить детей
создавать изображение
снеговика из бумаги и бросового
материала.

Цветная
бумага,
ватные диски,
клей, кисти.

«Снежинки»

Учить детей работать с разным
материалом (манкой) Учить
правилам безопасности работы с
клеем, крупой. Учить
планировать свою работу.
Развивать мелкую моторику,
усидчивость. Воспитывать
желание доводить начатое дело
до конца.

Крупа
(манка),
картон,
трафарет,
клей ПВА,
кисть,
клеенка.

Открытка « С
Новым годом»

Учить детей аккуратно
скатывать кусочки салфетки в
комочки и аккуратно наклеивать
на нарисованную форму
открытки. Учить украшать свою
открытку бисером . Равномерно
распределять блестки на лицевой
стороне открытки.

Цветная
бумага, клей
ПВА.,
блестки,
бисер.

«Маски»

Продолжать учить детей
правильно пользоваться
ножницами; уметь работать по
схеме, рисунку; закреплять
умения самостоятельно
складывать и вырезать из
бумаги, сложенной пополам и
гармошкой, срезать не нужные
части, соединять; оформлять
поделку, проявляя творчество,
фантазию

Бумага, клей,
ножницы,
бросовый
материал

Январь

Рамка для картин

Способствовать созданию уже
знакомых поделок новым
способом, усложняя их по
своему желанию, проявляя
фантазию, творчество; желание
работать в коллективе и
доводить начатое дело до конца

Соленое
тесто,
различный
бросовый
материал для
создания
оттисков.

из Продолжать работать с солѐным
тестом, делать поделки по
образцу и используя свою
фантазию, следить за процессом
сушки изделий.

Соленое
тесто, стеки,
ленточки
бросовый
материал для
оттиска

(соленое
тесто)

Медальоны
солѐного теста

Февраль
(бросовый
материал)

11

Изготовление
атрибутов
для
сюжетно-ролевых
игр «Печенье для
мамы»

Продолжать работать с солѐным
тестом, делать поделки по
образцу и используя свою
фантазию.

Соленое
тесто, гуашь,
стеки.

«Зимний пейзаж»

Обогатить знания детей о
разнообразии
бросового
материала и его использование
при
изготовлении
поделок;
напомнить правила безопасности
в работе с мелкими деталями,
клеем, ножницами; развивать
фантазию;
воспитывать
трудолюбие, аккуратность

Цветной
картон и
бумага, клей,
ножницы,
вата, ватные
диски.
салфетки под
стаканы
ажурные

«Открытка
подарок папе»

в Учить
детей
аккуратно
складывать лист бумаги пополам
по длинной стороне. Обогатить
знания детей о разнообразии
бросового материала и его
использование при изготовлении
поделок; напомнить правила
безопасности в работе с мелкими
деталями

Цветной
картон и
бумага,
упаковочная
бумага, клей

«Валентинка»

Обогатить знания детей о
разнообразии
бросового
материала и его использование
при
изготовлении
поделок;

Цветной
картон и
бумага,
упаковочная

напомнить правила безопасности бумага, клей
в работе с мелкими деталями

Март
(бумага,
нитки)

«Совушка»

Учить создавать выразительный
образ из бумаги. Обогатить
знания детей о разнообразии
бросового материала и его
использование при изготовлении
поделок; напомнить правила
безопасности в работе с мелкими
деталями

«Цветок»

Учить детей делать поделки из Бумага,
знакомого материала, дополняя ножницы,
и оформляя их развивать клей.
эстетический
вкус,
умение
проявлять самостоятельность и
творческие
способности
в
выборе цветовой гаммы

(Техника оригами)

«Открытка в
подарок маме»

Учить детей делать поделки из Бумага,
знакомого материала нитками, салфетки
ленточками;
цветные,
нитки,
бусинки,
клей,
ленточки,
ткань

«Фантазии из
спичек»

Способствовать умению детей
создавать несложные образные
композиции из спичек, развивать
композиционные умения.
Познакомить с приемом
наклеивания спичек.
Совершенствовать мелкую
моторику рук.

Цветная
бумага, клей,
ножницы,
спички.

«Подснежник».

Учить правилам безопасной
работы с клеем, бумагой.
Развивать
композиционные
умения. Воспитывать желание
делать подарки своим близким.

Цветной
картон,
Бумага для
квиллинга,
клей,
кисточка.

(квиллинг)

12

Цветной
картон и
бумага, клей,
бросовый
материал

Апрель

«Кораблики»

(природный
и бросовый
материал)

«Ракета
космос»

летит

Бумага,
дерево, клей,
пластилин,
ткань,
шпажки.

в Учить планировать свою работу. Цветная
Развивать ручную умелость. бумага,
Воспитывать самостоятельность. картон,
одноразовые
тарелки, клей,
ножницы,
кисть, Бред
штифт для
соединения.

«Веселая семейка»

Развивать учение детей
работать с разным материалом.
Развивать
навыки
сгибания
бумаги.
Развивать
мелкую
моторику.
Развивать
эстетическое
восприятие.
Воспитывать
усидчивость,
терпение, аккуратность в работе.
Развивать умение создавать
атрибуты для сюжетно-ролевых
игр.

Цветная
бумага,
цветной
картон,
палочки от
мороженного,
фломастеры,
клей,
бросовый
материал.

«Вертушки»

Учить
детей
делать
вертушку
из
бумаги,
по
образцу; формировать
представление о воздухе, его
свойствах, воспитывать интерес
к конструированию.

Цветная
бумага,
ножницы,
канцелярские
кнопки,
шпажки
трубочки для
коктеля

Закрепить умение детей
работать
с
разнообразным
материалом, применяя знакомые
приемы и методы. Учить
планировать свою работу.

Цветной
картон,
цветная
бумага, клей,
ножницы,
нитки.

Птичка в клетке

13

Закрепить умение детей работать
с разнообразным материалом,
применяя знакомые приемы и
методы, проявлять творчество,
фантазию,
инициативу,
дружеские взаимоотношения.

Май
(бросовый
материал)

14

«Открытка для
ветеранов»

Формировать умение
планировать ход выполнения
работы. Учить располагать
изображение на всем листе.
Развивать мелкую моторику.
Воспитывать интерес к занятию.

Цветной
картон, клей,
кисть,
карандаши,
салфетки,
пластилин,
бросовый
материал.

Аппликация
«Аквариум

Учить детей делать аппликации ,
аккуратно наклеивая их на
прочную основу, не выходя за
границы, развивать аккуратность

Цветная
бумага,
нитки,
пуговицы,
пластиковые
формы

Выставка работ
для родителей и
детей других
групп

Формировать умение давать
оценку своей работе и работам
других детей.

№
п/
п

Список
детей

Уровни:

Свой-

3

ства
материалов

Сформирован -

ный

Природ-

1

На стадии формирования Не сформирован -

2

бумага

нитки

тесто

вый

Бросо-

Овладение приемов работы с материалами

Пластилин

Развитие
конструктивных
способностей

(резать, клеить,
рвать, измерять,
вырезать)

Мелкая

моторика

15

3.2 Критерии качества освоения ребенком программы









Имеет представление о материале, из которого сделана поделка.
Владеет приемами работы с различными материалами.
Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.
Умеет самостоятельно провести анализ поделки.
Использует свои конструктивные решения в процессе работы.
Учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки.
Выполняет работу по замыслу.
Умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и
способы скрепления, соединения деталей.
 Показывает уровень воображения и фантазии.
 Использует в работе разные способы ручного труда.
3.3 Педагогическое обследование детей
№

Задания, вопросы

п/п

1

2

3

4

Узнай и назови вид
материала и его
свойства

Овладение
приемами работы с
материалами

Используемый
материал при
выполнении
задания
Природный.
Бросовый, бумага,
ткань, дерево,
поролон,
небольшие
фрагменты
Ножницы, клей,
палочки

Знания, умения, навыки
сформированы

на стадии
формирования

Знает и называет
не менее 5 видов
материала и
свойств

Знает и
называет не
менее 3 видов
материала и
свойств

Владеет
приемами
(режет,
склеивает)

Владеет
приемами

Развитие
конструированных
способностей и
художественного
вкуса

Природный,
бросовый и
вспомогательный
материал

Придумывает и
выполняет
несложную
поделку и
украшает ее

Делает работу с
помощью
взрослого или
ребенка

Мелкая моторика
рук

Мелкие
вспомогательные
детали, мозаика

Прочно
скрепляет детали
самостоятельно

Пытается
скреплять
самостоятельно
или с помощью
взрослого

16

3.4 Организация занятий
Программа построена на принципах развивающего обучения и
направлена на развитие личности ребенка в целом: умения сравнивать и
обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего
мира; на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих
способностей. Приоритет в обучении отдается пониманию и оценке
происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей
Программа предполагает проведение одно занятие в неделю в режиме
дня. Продолжительность занятия 25 минут.
Программа разработана на 1 год обучения для детей 5-6 лет. В год 36
занятий
Оборудование, материалы.
 Краски – гуашь, акварель; тушь.
 Бумага разных форматов, цвета, фактуры;
 Ножницы,
 Пластилин, стеки
 Кисти, подставки под кисти, стаканы для воды;
 Палочки или старые стержни для торцевания.
 Матерчатые салфетки;
 Бумага, писчая, оберточная, обойная, гофрированная, цветная и
промокательная, бархатная; картон цветной, тонкий, упаковочный; открытки,
салфетки, фантики.
 Ткань.
 Различные оригинальные материалы: пуговицы, ракушки, камешки, бисер,
стеклярус, блестки, бусины разного размера и формы для создания
нетрадиционных изделий.
 Клеенка: клеенчатые обложки для книг, дневников, папки; самоклеющаяся
пленка разных цветов.
 Бросовый материал: коробки картонные, пластиковые стаканчики,
стеклянные бутылки, кусочки поролона, кожи, ткани, проволока, спички. 
 Бросовый природный материал
 Клей ПВА и «Момент».
 Карандаши простые и цветные, фломастеры.
 Одноразовая бумажная посуда
 Цветной картон
 Бумага для квиллинга,
 Кнопки
 Спичечные коробки
 Бред-штифты для соединения

17

3.5 Программно – методическое обеспечение
1. «Развитие художественных способностей дошкольников» Комарова Т.С., Москва,
Мозаика-Синтез 2014

2. Г.Н.Давыдова «Детский дизайн. Поделки из бросового материала»,
Москва 2006г.
3. Л.В Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду», ТЦ
«Сфера, 2005г.
4. Е.Рубцова «Фантазии из соленого теста», Москва, Эксмо, 2008г.
5. М. Антипова «Соленое тесто» Необычные поделки и украшения. Красивые вещи
своими руками. Ростов-на-Дону, ИД Владис, 2007.
6. Интернет ресурс Pinterest

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».