Управление образования города Калуги Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 49 «Белочка» города Калуги Принята Педагогическим советом Протокол № 01 от 31.08.2020 г. Педагогический час от 09.03.2021 г. Утверждена приказом заведующего № 221-од от «31» августа 2020 г. № 52-од от «09» марта 2021 г. (внесение изменений) Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Юный исследователь» Возраст воспитанников: 5-7 лет Срок реализации: 72 часа (2 года) Автор-составитель: Назарова Ольга Валерьевна должность: воспитатель Калуга Содержание № Мероприятия Страница 1 Целевой раздел 3 1.1 Пояснительная записка 3 1.2 Актуальность 4 1.3 Цели и задачи 4-5 1.4 Принципы обучения 5 1.5 Ожидаемые результаты 5-6 Содержательный раздел 6 2.1 Возрастные особенности детей 6-8 п/п 2 2.2 Формы работы и методические приемы обучения 2.3Взаимодействие с родителями 3 8 8-9 Организационный раздел 9 3.1 Условия реализации Программы 9 3.2 Методика результатов выявления ожидаемых 3.3 Учебно-тематический план: 9-10 16 10-14 Старшая группа Подготовительная к школе группа 3.4 Материально-техническое обеспечение 3.5 Программно –методическое обеспечение 15-18 19 19-20 I Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка В современном мире исследовательская деятельность, дошкольников в том числе, получила новый толчок в развитии. Именно исследовательская деятельность помогает выпускнику ДОУ обладать такими качествами как, любознательность, активность, побуждает интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире. Ребѐнок учится задавать вопросы взрослому, ему нравиться экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно. Проектно-исследовательская деятельность учит управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, помогает в овладении универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Одним из основных направлений развития ребѐнка является познавательное развитие, таким образом, познавательно-исследовательская деятельность (исследование объектов окружающего мира экспериментирование с ними) приобретает колоссальное значение в процессе становления ребѐнка. Педагогу необходимо создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Умение видеть проблему, предлагать пути еѐ решения, находить верный выход из проблемы, помогают успешной социализации личности. 3нания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее тех, что получены репродуктивным путем. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющей эту деятельность, еще не сформирован. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер. Исследовательское обучение предполагает следующее: ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить; предлагает возможные решения проверяет эти возможные решения, исходя из данных; делает выводы в соответствии с результатом проверки; применяет выводы к новым данным; делает обобщения Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: • Конституция РФ, ст. 43, 72. 2 • Конвенция о правах ребенка (1989 г.) . • Закон РФ «Об образовании». • Типовое положение о ДОУ. • СанПиН • Устав ДОУ Рабочая программа социально педагогической направленности предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости. 1.2. Актуальность Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Знания, добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателями и детьми. Роль педагога возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратиться за помощью. Необходимо способствовать пробуждению самостоятельной мысли детей, с помощью наводящих вопросов направлять рассуждения в нужное русло. В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Таким образом, экспериментальная деятельность дает детям старшего дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. 1.3 Цели и задачи программы Цель программы: Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование. Задачи : - формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; - развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов условных заместителей, моделей); - расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путѐм включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия; - поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость критичность, самостоятельность 1.4 Принципы обучения: доступности, использование доступного материала детям; наглядности, использование наглядных пособий для обучения; последовательности, изложение материала идет последовательно; систематичности, в определенной последовательности, системе; индивидуальности, осуществляется индивидуальный подход к детям 1.5 Ожидаемые результаты - формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; - формирование умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; - формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; - возникновение желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности. - рост уровня любознательности, наблюдательности; - активизация речи детей, пополнение словарного запаса многими понятиями; - возникновение желания самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы. II Содержательный раздел 2.1 Возрастные особенности детей. Старший дошкольный возраст-период познания окружающего мира, человеческих отношений, осознанного общения со сверстниками, активного развития физических, творческих и познавательных способностей. Игра остается основным способом, узнавания окружающего, хотя меняются ее формы и содержание. Идет подготовка к следующему, совершенно новому этапу в жизни ребенка - обучению в школе. В 5-7 лет ребенок задает очень много вопросов, сам способен ответить на многие из них или придумать свою версию ответа. Очень развито воображение и ребенок задействует его постоянно. Он часто привлекает к себе внимание, чтобы показать себя миру. Не редко это бывает выражено с помощью плохого поведения. Такие проблемы возникают из-за того, что ребенок не знает, как по-другому привлечь внимание к себе. Негативное внимание для такого ребенка важнее никакого. Все время проверяет взрослого на прочность, желая получить то, что хочется. С трудом может соизмерять собственное хочу с потребностями окружающих. В возрасте 5-7 лет складывается механизм управления своим поведением. Через общение со сверстниками дети учатся правилам взаимодействия. Не маловажную роль в этом имеет игра. Постепенно из сюжетно-ролевой она переходит в игру по правилам. В таких играх дети учатся устанавливать и соблюдать правила, играть не только по своим, но и по чужим правилам, договариваться, уступать друг другу. Любит играть во взрослые дела, подражая при этом значимым для него взрослым людям. Продолжительность игры увеличивается. Ребенок стремиться к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам, но пока не может надолго сосредотачиваться на том, что ему не интересно. Начинает осознавать половые различия и задает поэтому поводу много вопросов. Так же начинает задавать вопросы, связанные со смертью. Могут усиливаться страхи, проявляющиеся ночью и в период засыпания. К 7-ми годам ребенок готов воспринимать новые правила, смену деятельности и те требования, которые будут предъявлены ему в школе. Может учитывать точки зрения других людей и начинать с ними сотрудничать. Очень ориентирован на внешнюю оценку т. к. пока трудно составить мнение о себе самому. Он создает свой собственный образ из оценок, которые слышит в свой адрес. Способен сосредотачиваться не только на той деятельности, которая ему интересна, но и на той, которая требует некоторых волевых усилий. Но произвольность все еще продолжает формироваться. Ребенок легко отвлекается на что-то новое, неожиданное, привлекательное. Часто не только готов, но и хочет пойти в школу, поскольку хочет быть взрослее. Но готовность ребенка к школе определяется не только его умением читать и писать. Важнее психологическая и мотивационная готовность, интеллектуальная зрелость, а так же сформированная произвольность внимания, то есть способность сосредотачиваться на 35-40 минут, не отвлекаясь и выполняя какую-либо череду задач. Возраст 6-7лет очередной критический период в жизни ребенка. Он переходит на следующую стадию развития формирование готовности к обучению в школе. Кризис семи лет- это рождение социального Я ребенка. Поведение детей меняется: они нарушают правила, становятся непослушными, упрямыми, с ними бывает трудно справиться. Этот этап необходим для развития ребенка. Он пробует себя в новых ситуациях, осваивает новые формы поведения. Вступая в споры с родителями, он как бы примеряет на себя роль взрослого. У ребенка исчезает непосредственность и импульсивность, свойственная маленьким детям. Он начинает осмысливать переживания, обобщать их, соответственно изменяется его поведение. Самооценка становится более адекватной, видит в себе и в других не только положительное, но и отрицательное. Ребенок может придерживаться установленных правил. Происходит активный рост познавательной активности, переход от игровой деятельности к учебной. Появляются новые интересы и устремления. Дети начинают мечтать о школе, меняется их режим дня, многие дети уже не спят в тихий час. Происходят изменения в отношениях с взрослыми. Дети хотят больше самостоятельности, хуже воспринимают требования, но по собственной инициативе все делают хорошо и с удовольствием. Интерес к посторонним взрослым значительно возрастает 2.2 Формы работы и методические приемы обучения Формы работы: проведение опытов, игры, совместная и самостоятельная деятельность. Методические приемы обучения: информационно-познавательный: беседа, рассказ, объяснение, художественное слово, уточнение, сравнение, анализ, вопросы, ответы хоровые и индивидуальные, и др.; игровой: создание игровых ситуаций, игры с пальчиками, словесные игры, игры малой подвижности и др.; наглядный: иллюстрации, показ, оборудование для проведения экспериментальной работы и др.; практический: выполнение практических действий детьми. 2.3 Взаимодействие с родителями Месяц № Октябрь 1 Тема Значение детского экспериментирования для психического развития ребѐнка Форма работы Консультация Ноябрь 2 Чего нельзя и что нужно делать для Памятка поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию Декабрь 3 «Роль семьи в развитии интереса ребѐнка Консультация к экспериментальной деятельности» Февраль 4 Несколько золотых правил для родителей Памятка Март 5 Развитие познавательных процессов старших Консультация дошкольников посредством экспериментирования Апрель 6 Литература в помощь Выставка литературы III Организационный раздел 3.1 Условия реализации программы. Сроки реализации программы Продолжительность реализации программы – 2 года. Предусматривается 2 этапа работы: 1 этап – с детьми 5 – 6 лет, 36 час (1 год); 2 этап – с детьми 6 – 7 лет, 36 час (1 год). Режим работы Программа реализуется на занятиях кружка «Юный исследователь». Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий с детьми 5 – 6 лет не более 25 минут, с детьми 6 – 7 лет не более 30 минут. 3.2 Методика выявления ожидаемых результатов Дети 5-6 лет Перечень вопросов 1.Расскажи о воздухе, о его значении, свойствах, каким способом проверить (его наличие, легкость, силу и т. д. – покажи. 2. Расскажи о значении и свойствах воды, каким способом проверить (выталкивает легкие предметы, текучесть, испарение и т. д.)-покажи. 3. Объясни, что такое статическое электричество, как и где его можно увидеть. Покажи. 4. Расскажи о свойствах магнита. Опытным путем подтверди свой рассказ. 5. Почему человеку необходимы органы чувств? Докажи. 6.Рассксжи о свойствах различных видов бумаги. 7.Докажи, что для того, чтобы быть здоровым, необходимо есть здоровую пищу. 8. Сравни свойства песка и глины. Критерии оценки знаний детей: Высокий уровень: Ребѐнок составляет развѐрнутый рассказ на вопрос воспитателя. Ответ полный со всеми пояснениями, хорошо проводит сравнительный анализ между свойствами предметов. Знает назначение предметов и объектов окружающего. Видят 2-3 звена причинно следственных связей. Могут подтвердить свои ответы опытом или рассказом как его провести. Средний уровень: дети составляют рассказ с помощью наводящих вопросов. Знают несколько свойств и назначений предметов и объектов действительности. При сравнении объектов находят в большинстве только различия. Видят 1-2 звена причинно - следственных связей. Затрудняются подтвердить свои ответы практическим способом. Низкий уровень: Ребенок составляет короткий рассказ с помощью воспитателя. Знают небольшое количество свойств и назначений предметов и объектов действительности. Затрудняются провести сравнительный анализ между свойствами предметов. Понимают простейшие одночленные причинно – следственные связи. Не могут практически подтвердить свои высказывания. Практическая часть Из предложенного материала для опытов ребенок самостоятельно выбирает один и показывает его свойства на практике Образец протокола диагностического исследования Результаты диагностики Ф.и. ребенка Начало года Конец года Дети 6-7 лет П о окончании второго года посещения кружка, ребенку предлагается придумать и осуществить исследовательский проект. 3.3 Учебно-тематический план Старшая группа Сентябрь. Экскурсия в детскую Цель: уточнить представление о том, лабораторию. кто такие ученые ,о назначении лаборатории и культуре поведения в ней. Октябрь. Какая бывает вода. Цель: уточнить представление детей о свойствах запаха, воды: имеет прозрачная, вес, не без имеет собственной формы; познакомить с принципом работы пипетки. Поможем воде стать Цель: чистой. выявить вещества, которые растворяются в воде, опытным путем выявить наиболее эффективные способы очистки воды. Путешествие Цель: познакомить детей с причиной капельки. выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представление о круговороте воды в природе. Превращения воды. Цель: выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий( температура воды, открытая и закрытая поверхность воды ). Ноябрь. Посадим дерево. Цель: определить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость. Барханы. Цель: дать представление о том, что частички сухой переносятся глины воздушными и песка массами, познакомить с образованием барханов в пустыне. Лепим куличики. Цель: опытным путем выявить ,что лучше пропускает воду и сохраняет форму: песок или глина. Как появляются Цель: объяснить детям происходящие холмы. на планете изменения с использованием полученных знаний, понять процесс эрозии почвы и образования холмов. Декабрь. Воздух. Цель: расширить представления детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, нагревании расширяется, охлаждении сжимается; при при учить пользоваться чашечными весами. Почему дует ветер. Цель: выявить, как образуется ветер, что ветер-это поток воздуха, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный- опускается вниз. Упрямый воздух. Цель: обнаружить, что воздух при сжатии занимает меньше места, сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы. Сухой из воды. Цель: дать представление о том, что воздух занимает место. Январь. Разноцветные Цель: реализовать свои представления сосульки. о свойствах воды( прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре). Твердая вода. Цель: уточнить представление детей о свойствах льда: прозрачный, твердый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду. Изменение объема Цель: жидкости. Февраль. выявить изменение объѐма жидкости при замерзании. Пускаем мыльные Цель: уточнить представление детей о пузыри. свойстве мыла -хорошо пенится, дать знания о том, что мыло имеет разное назначение(туалетное, хозяйственное, банное). Волшебное мыло. Цель: учить применять полученные знания о свойствах мыла в художественной деятельности. Белые перчатки. Цель: познакомить детей с обволакивающими свойствами мыла, дать представление о том, что при высыхании его можно снять как перчатки. Мыло помогает. Цель: закрепить с детьми знания о чистящих свойствах мыла. Март. Что такое молния. Цель: познакомить детей с понятиями электричество, электрический сформировать основы обращения с объяснить молнии. причину ток; безопасного электричством; образования Чудо-прическа. Цель: познакомить с проявлением статического электричества и возможности снятия его с предметов. Выявить взаимодействие двух наэлектризованных приборов. Почему горит фонарик Цель: уточнить представление детей о значении электричества для людей; познакомить с батарейкой- хранителем электричестваиспользования и способом лимона в качестве батарейки. Волшебный шарик. Цель: установить возникновения причину статического электричества. Апрель. Испытание магнита. Цель: познакомить детей с физическим явлением- магнетизмом, магнитом и его особенностями, выявить материалы, которые могут намагничиваться Компас. Цель: показать детям, что у магнита есть полюса( северный и южный). Рассказать об использовании магнита в компасе, о необходимости компаса людям. . Два магнита. Цель: выявить взаимодействия особенность двух магнитов: притяжение и отталкивание. Земля- магнит. Цель: продемонстрировать детям на опыте действие магнитных сил Земли. Май. Представление результатов работы с детьми для родителей и педагогов. 2.2.Подготовительная группа. Сентябрь. И снова, здравствуйте. Цель: закрепить умения и навыки для проведения экспериментов, полученные ранее, уточнить правила поведения в лаборатории. Октябрь. Путешествие в мир Цель: познакомить со стеклянной стеклянных вещей. посудой, закрепить классифицировать умение материал, из которого делают предметы. Меня зовут Стеклянчик Цель: познакомить с производством фарфора, научить сравнивать свойства стекла и фарфора. Волшебные стеклышки. Цель: познакомить приборами микроскопом, для лупой, детей с наблюдения: биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку. Родственники стекла. Цель: учить узнавать предметы, изготовленные из стекла, фарфора, фаянса. Сравнить их качественные характеристики. Ноябрь. Сила тяготения. Цель: дать детям представление о силе тяготения- которая притягивает любые тела к земле. Упрямые предметы. Цель: познакомить детей с физическим свойством предметовинерцией. Две пробки. Цель: выяснить, как действует сила притяжения. Почему предметы Цель: познакомить с физическими движутся. понятиями: сила, трение; показать пользу трения. Декабрь. Знакомьтесь- бумага. Цель: уточнить представление о свойствах бумаги- намокает в воде, легко мнется, горит, легко рвется. Сильная газета. Цель: познакомить детей с новыми свойствами бумаги: на большую площадь действует сильное давление. Волшебная бумага. Цель: дать представление о копировальной бумаге, ее свойствах: точно копировать возможность получить рисунок, несколько копий рисунка. Такая разная бумага. Цель: познакомить детей с картоном, бархатной бумагой, гофрокартоном, выявить их схожесть и отличие от писчей бумаги. Январь. Почему неспелые яблоки кислые. Цель: познакомить крахмалом, его детей с свойствами: несладкий, синеет при попадании на него йода, при созревании плодов превращается в сахар. Делаем газированную Цель: дать представление о составе воду. газированной воды, еѐ влиянии на организм человека. Живые дрожжи. Цель: познакомить детей с дрожжами, их составом, свойствами, применением человеком. Февраль. Передай секрет. Цель: выявить особенности передачи звука на расстоянии ( звук быстрее распространяется через твердые и жидкие тела). Почему комар пищит, а Цель: шмель жужжит. выявить причины происхождения низких и высоких звуков( частота звука). Цель: выявить причины ослабленного Коробочка с секретом. звука. Где живет эхо? Цель: показать детям на опытах, как возникает эхо. Март. Горячо- холодно. Цель: объяснить изменение объѐма веществ (предметов) в зависимости от температуры. Как не обжечься?(1) Цель: выяснить, что предметы из разных материалов нагреваются поразному( теплопроводность). Как не обжечься?(2) Цель: выяснить, что предметы из разных материалов нагреваются поразному( теплопроводность). Волшебные Цель: выявить изменения агрегатных превращения состояний веществ под воздействием температуры. . Апрель. Для чего нужен язык? Цель: дать детям первичные знания о языке, его назначении в организме человека. Как органы человека помогают друг другу. Цель: сформировать представление о том, что органы в определенных пределах могут заменять друг друга. Как работает Цель: дыхательная система. объяснить детям, как функционирует дыхательная система, еѐ значение для жизни человека. Наши уши. Цель: познакомить строением и детей значением со органов слуха. Май Викторина “Что? Где? Цель: Когда?” закрепление полученных знаний, практических навыков. 3.4 Материально-техническое обеспечение Дидактический материал и техническое оснащение занятий Основное оборудование: приборы-помощники (увеличительные стекла, весы, песочные весы, компас, магниты, телескоп и др.); разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы; разнообразный природный материал; утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, ткани, пластмассы и др.); технические материалы (гайки, скрепки, болты, гвозди и т.п.); разные виды бумаги; красители (пищевые и непищевые); медицинские материалы (пипетки, мерные ложки, шприцы и т.д.); прочие материалы (зеркала, мука, соль, сахар, сито, свечи и т.д.). Дополнительное оборудование: специальную одежду (халаты, фартуки, защитные очки); контейнеры для сыпучих и мелких предметов; карточки-схемы проведения эксперимента; индивидуальные дневники экспериментов; 3.5 Программно-методическое обеспечение Ананьев Б.Г. «Психология чувственного познания.» М.: Просвещение, 1960 Бабаева Т.И, Гогоберидзе А.Г. «Мониторинг в детском саду» ООО «Издательство «Детство –пресс» , 2011 Болтушевский С.В., Яковлева М.А. «100 научных опытов для детей и взрослых в комнате, на кухне, на даче». М. Эксмо, 2015 Яковлева М.А. Веселые научные опыты для детей и взрослых. Опыты на даче.-М.: Эксмо, 2012 Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте». СПб.: Союз, 1997 Долгова Т.Л., Кравченко И.В. «Прогулки в детском саду» М.: ТЦ Сфера, 2009 Дыбина О.В. «Из чего сделаны предметы». М.: ТЦ Сфера,2005 Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом.» М.: ТЦ Сфера, 2004 Ермолаев С.Д. «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ» Детство-Пресс , 2017 Журналы « Дошкольное воспитание» № 2012-2018 гг Журналы « Дошкольная педагогика» № 1 2012 гг Иванова А.И. «Ественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду». М.: ТЦ Сфера, 2004 Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов». М.: ТЦ Сфера, 2004 Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду.» М.: ТЦ Сфера 2004 Интернет- ресурсы. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. «Детское экспериментирование». Пед. Общество России, 2003 Мартынова Е.А., Сучкова И.М. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет». Волгоград, изд. Учитель, 2011 Марудова Е.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. ФГОС» СПб, Детство- Пресс, 2016 Рыжова Л. Методика детского экспериментирования.- М.: ДетствоПресс,2015. Estelle Longfield «365 научных экспериментов»2010