Методические рекомендации для педагогов ДОУ по самообразованию Самообразование - это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Самообразование педагога есть необходимое условие профессиональной деятельности. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен учиться всему постоянно. Способность к самообразованию определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег. Однако, как бы ни были высоки способности педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагоги это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Назовем мотивы, побуждающие педагога к самообразованию: • • • • • • • • Ежедневная работа с информацией. Готовясь к непосредственно образовательной деятельности, выступлению, родительскому собранию у педагога возникает необходимость поиска и анализа информации. Желание творчества. Педагог - профессия творческая. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие. Изменения мира. Конкуренция. Родители являются заказчиками и имеют право выбирать воспитателя, который будет работать с их ребенком. Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». «Плохим» педагогом быть обидно. Материальное стимулирование. В садах ведется персонифицированный учет достижений педагога. И чем больше достижений, тем больше материальное поощрение. Интерес. Учиться всегда интересно. Познавая новое, мы развиваем себя. Источники получения информации: • Газеты, журналы. • Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.). • Интернет. • Видео, аудио информация на различных носителях. • Платные курсы. • Семинары и конференции. • Мастер-классы. • Мероприятия по обмену опытом. • Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты и т.д. • Курсы повышения квалификации. • Телевидение. Алгоритм работы над темой самообразования: • • • • Выбор темы на основе проблемного анализа. Определение цели и задач. Проектирование результата работы. Определение этапов, сроков работы (в зависимости от обширности выбранной темы педагог может работать над ней от трех до пяти лет). • Подбор видов деятельности, планирование содержания деятельности в рамках работы над темой. • Выбор источников самообразования. • Анализ результатов самообразования и их трансляция на различных уровнях. Написание отчета с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов. Рекомендации по выбору темы по самообразованию: Тема, над которой работает педагог, должна быть направлена на повышение эффективности воспитания, коррекции и развития воспитанников, на выработку новых педагогических приемов и методик. Требования, которые необходимо учитывать при выборе темы по самообразованию: актуальность; учѐт достигнутого уровня деятельности, интересов и требований педагогов; тесная связь с конкретными научено-педагогическими исследованиями и рекомендациями, с педагогическим опытом других учреждений. Цели самообразования: • повышение профессиональной компетентности; • расширение педагогических и психологических знаний; • углубление знаний по методике формирования, коррекции, развития ...; • овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики; • повышение общего культурного уровня. Для молодых специалистов: • адаптация педагогической деятельности, • осознание целей и ценностей личностно-ориентированной модели воспитания; • формирование основ педагогического мастерства. Для педагогов, которые работают больше 5 лет: • усвоение технологического цикла профессиональной деятельности; • овладение способами проектирования и программирования образовательного процесса с целью повышения его эффективности; • формирование умений анализировать научно-методическую литературу; • применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей. Для опытных, творческих педагогов: • актуализация способностей к перепроектированию личной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки; • проявление творческого потенциала педагога; • развитие проектной, исследовательской деятельности. Результат самообразования: В плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов (качественных, количественных, продуктивных), которые должны быть достигнуты за определенный срок: повышение качества работы (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество); авторские методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования; новые формы, методы и приемы воспитания, развития, коррекции; доклады, выступления; дидактические, наглядные материалы, тесты; методические рекомендации по применению новой информационной технологии; проведение открытых занятий по собственным, новаторским технологиям, апробации передового психолого-педагогического опыта работы; проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме). Формы представления результатов самообразования: Презентация опыта работы. Презентация рабочей программы. Доклад. Защита проекта. Аналитический отчет, аналитическая справка. Методическое пособие, методические рекомендации. Открытое занятие. Проведение семинара, консультации. Занятия - практикумы (тренинги). Лекция. Статьи, публикации. Мастер-классы. Оформление материалов по самообразованию: Материал, собранный в процессе самообразования, целесообразно разделять на отдельные темы и сохранять в виде карточек, специальных тетрадей, тематических папок, личного педагогического дневника. Важное значение в процессе занятий по самообразованию имеет умение работать с литературными источниками: делать выписки, составлять конспект, тезисы прочитанного, развернутый план или аннотацию. Документы по самообразованию: Программа по самообразованию (на весь период работы над темой). План по самообразованию (ежегодный). Банк информационно-методических материалов: список литературы (может быть 2 видов: изученные документы, документы для изучения); список электронных ресурсов - аудио, видео материалы, компьютерные программы, электронные документы, адреса ИНТЕРНЕТ-ресурсов; библиотека - печатные материалы, конспекты (систематизированные по направлениям деятельности, по темам); медиатека - аудио, видео- материалы, компьютерные программы, электронные документы. Банк авторских разработок (список; конспекты, описание приемов, методов, форм работы, статьи...). Банк дидактических материалов, пособий (список; наглядные и дидактические материалы). Банк диагностических материалов, материалов по мониторингу профессиональной деятельности. Результаты мониторинга (информационные карты, диаграммы, статистические таблицы...). Аналитические материалы. ПРОГРАММА ПО САМОБРАЗОВАНИЮ Образец титульного листа Программа по самообразованию Тема: Составитель: ФИО., Должность, категория Г. ______ 20 ____ Шрифт - 12,14, Times New Roman Интервал между - 1 строка Наименование документа - шрифт рекомендуется не более 20 Шрифт, Times New Roman Шрифт - 12,14, Times New Roman Пояснительная записка Актуальность темы: Цель: Задачи: Этапы и сроки реализации программы самообразования: ... Примерная структура пояснительной записки: Вводная характеристика выявленной(ых) проблем(ы), степень неразрешенности проблем(ы). Обоснование актуальности темы самообразования для решения выявленных проблем, возникших затруднений. Обоснование необходимости разработки и освоения содержания темы («Что я хочу сделать и почему?»). При формулировании цели указать непосредственно результат деятельности, при определении задач указать конкретные шаги для достижения цели. Концепция педагога (основные принципы, на которых базируется его самообразовательная деятельность). Методика самообразовательной работы («Каким образом я хочу достигнуть результата»). Теоретический базис программы (основные положения, с помощью которых педагог планирует осуществлять свою самообразовательную деятельность). Тезаурус (понятийный словарь). Планирование деятельности по самообразованию Этапы работы Содержание работы Сроки 1. Анализ 1 год работы Диагностичес затруднений, над темой кий выявление проблем. Анализ состояния образовательн ого процесса по проблеме, выбранной теме. Выявление противоречий. Выбор темы. Знакомство с Продукт Способ, форма деятельности Предполаг предъявления аемый результат результата проделанной работы Выбор темы для Собеседование самообразования. с Список литературы, администрацие электронных ресурсов. й. Банк информационноОбсуждение на методических МО. материалов (книги, Выступление конспекты, на педсовете. ксерокопии...). Педагогические записки. Аналитическая записка. План индивидуальной работы по самообразованию. локальными, областными, федеральными нормативно правовыми актами. Анализ обеспеченност и выбранной темы информационн ометодическим и ресурсами. Изучение информационн ых ресурсов (книги, периодические издания, медиаресурсы, ресурсы ИНТЕРНЕТ) по теме. Изучение опыта работы коллег. Определение форм организации самообразован ия. Разработка календарного плана индивидуальн ой работы. 1 год работы над Программа 2. Обоснование Прогностичес выбора темы с темой самообразованию. кий точки зрения актуальности и новизны. Определение цели и задач работы. Формулировка гипотезы. Прогнозирова ние результата. Проектирован ие по Презентация программы на педсовете, МО. Собеседование с администрацие й. Обмен опытом в сетевых сообществах. собственного педагогическо го поиска. Выбор адекватных методов и средств поисковой деятельности (Определяютс я вопросы, цели, над которыми будет осуществлятьс я работа, проектируется ожидаемый результат, намечаются этапы продвижения в поиске). 3. Подготовка 2-3 год работы Практический материальной над темой базы. Формирование банка методических материалов. Формирование банка диагностическ их материалов, документов по мониторингу профессионал ьной деятельности. Формирование банка электронных ресурсов. Изучение литературы, электронных ресурсов, ИКТ. Апробация, проверка эффективност и новых Рабочая программа. Авторская программа. Календарно-тематическое планирование. Конспекты занятий. Подборки упражнений, дидактических материалов, тестовых заданий. Список литературы, электронных ресурсов. Тематические подборки, библиотека, медиатека по теме самообразования. Мониторинг профессиональной деятельности. Мониторинг развития детей. Информационноаналитические материалы. Собеседование с администрацие й. Презентация программнометодических материалов, опыта работы на педсовете, МО. Презентация опыта работы на конференциях, семинарах городского, областного, российского уровня. Публикации в СМИ, профессиональ ных сборниках, на сайте детского дома. Обмен опытом в сетевых приемов, методов, форм, технологий работы, постановка экспериментов Разработка программнометодическог о комплекса обеспечения образовательн ого процесса (указывается, что будет разрабатывать ся педагогом для обеспечения образовательн ого процесса и инновационно й деятельности: авторские программы, календарнотематическое планирование, конспекты занятий, подборки упражнений, дидактические материалы, тестовые задания). Отслеживание процесса работы по теме самообразован ия, промежуточн ых результатов, ведение мониторинга деятельности, развития ____ сообществах. Открытые занятия. детей. Корректировка темы, содержания работы в связи с изменившимис я условиями, обстоятельства ми на основе анализа деятельности. Посещение семинаров, заседаний МО, круглых столов, консультаций, практикумов... Обучение на курсах повышения квалификации. Участие в работе творческих групп. 4. Обработка 4, 5 год работы Обобщающий данных над темой Анализ работы. Подведение итогов. Соотнесение результатов с поставленной целью и задачами. Оформление и описание результатов по теме. Систематизац ия накопленного материала, подготовка к утверждению, распространен ию, печати материалов опыта. Мониторинг профессиональной деятельности, развития детей. Методические рекомендации, пособия. Дидактические разработки. Конспекты занятий. Электронные презентации. Аналитические материалы. Аналитический отчет. Портфолио педагога. Выход на аттестацию. Статьи, публикации. Собеседование с администрацие й. Презентация программнометодических материалов, опыта работы на различных уровнях. Участие в конференциях, семинарах различного уровня с презентацией опыта работы. Публикации в СМИ, профессиональ ных сборниках, на сайте детского дома. Представление результатов работы. Определение перспективны х направлений работы. 5. Внедренчес Использование кий опыта работы в процессе профессионал ьной деятельности. Распространен ие опыта. ПЛАН ФИО., над Обмен опытом в сетевых сообществах. Открытые занятия. Проведение семинаров, консультаций, круглых столов. В ходе дальнейшей профессионал ьной деятельности. Проектная деятельность. Методические рекомендации, пособия. Дидактические разработки. Конспекты занятий. Электронные презентации. Аналитический отчет. Статьи, публикации. Участие в профессиональ ных конкурсах. Публикации в СМИ, профессиональ ных сборниках, на сайте детского дома, в сетевых сообществах, на образовательн ых порталах. Мастерклассы. ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ГОД РАБОТЫ должность темой по самообразованию на _______ учебный год Цель: Задачи: Этап работы над темой самообразования: № Направление, содержание деятельности 1 Выбор темы и обоснование. Постановка целей и задач. Определение этапов, направлений работы. 2 Составление плана работы над темой 3 Составление списка литературы по теме 4 Изучение методической и научной литературы, Сроки Отметка о выполнении публикаций в журналах по теме 5 Конспектирование статей научно-методической литературы, составление алгоритма деятельности Посещение занятий коллег с целью изучения использования современных 6 опыта педагогических и компьютерных технологий в образовательной деятельности 9 Мониторинг педагогической деятельности 10 Подготовка выступлений на ... 11 Участие в ... 12 Систематизация материалов по теме 13 Создание ... 14 Формирование банка... 15 Самоанализ педагогической деятельности. Отчет о проделанной работе по самообразованию ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ОТЧЕТА ПО САМОБРАЗОВАНИЮ Ф,ИО, должность ___________________________________ за 20 __ - 20 __уч.г. Литература, изученная по данной проблеме: __________________________________ Основные направления в работе: а) составление памяток, конспектов уроков, сборников текстов, задач, заданий, тестов и др. б) выступления на методических объединениях, педагогческих совещанях по темам: в) диагностика результатов применения новых методов и приѐмов работы: г) другое ____________________________________________________ 3. Анализ успешной реализации целей и задач, поставленных при выборе темы самообразования ______________________________________________________________ 4. Использование новых образовательных технологий, методов, приѐмов как результат работы по самообразованию _____________________________________________________________ а) какие методы, формы использовали? б) какой результат достигнут? 5. В каком направлении будет продолжена работа по самообразованию: а) составление списка литературы, ее изучение б) обобщение диагностического материала в) выступление на МО, педсовете и т.д. г) обобщение опыта