Отчет о результатах самообследования за 2023 год

1

Настоящий отчет подготовлен по результатам проведения самообследования,
согласно требованиям федерального законодательства, которое обязывает
образовательные

организации

ежегодно

осуществлять

процедуру

самообследования и размещать соответствующий отчет на сайте организации
(статья 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Росссийской Федерации (с изменениями и дополнениями).
Самообследование проводилось в соответствии с требованиями:
-Постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 г. № 662 «Об
осуществлении мониторинга системы образования»;
-Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. № 462 «Об
утверждении

Порядка

проведения

самообследования

образовательной

организацией;
-Положения о порядке проведения самообследования МБДОУ № 49 «Белочка» г.
Калуги, утвержденное приказом заведующего от 31.08.2023 г. № 200 -од
Цель самообследования – обеспечение доступности и открытости информации о
деятельности МБДОУ № 49 «Белочка» г. Калуги.
Форма проведения самообследования – отчет, включающий аналитическую
часть и результаты анализа показателей деятельности дошкольного учреждения.
Состав рабочей группы:
председатель – заведующий Казакова Г.В.;
члены рабочей группы:
старший воспитатель Степанова Р.Н.,
заведующий хозяйством Тюртюбек Л.Д.,
старший воспитатель Кузякина В.Л.,
медицинский работник Кузнецова М.Н.

2

Аналитическая часть
I. Общие сведения об образовательной организации
Наименование
образовательной
организации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение № 49 «Белочка» города Калуги
(МБДОУ № 49 «Белочка» г. Калуги)

Адрес организации
(фактический,
юридический)

249021, г. Калуга, ул. Московская, д. 170

Телефон, факс

(84842) 55-03-69, 55-49-30

Адрес электронной
почты

49.belochka@mail.ru

Сайт учреждения

www.belochka-49.kaluga.ru

Руководитель

Казакова Галина Викторовна

Режим работы

Пятидневная рабочая неделя с 07.00 до 19.00
(12 часовое пребывание)
Выходные дни: суббота, воскресенье, праздничные дни
РФ

Уровень реализуемого
Дошкольное образование
образования
Русский
Язык образования
Форма обучения
Нормативные сроки
обучения

Очная
5 лет

Информация о
численности
обучающихся по
реализуемым
программам

Численность обучающихся по реализуемой
образовательной программе за счѐт бюджетных
ассигнований федерального бюджета, бюджетов
субъектов РФ, местных бюджетов и по договорам об
образовании за счѐт средств физических и (или)
юридических лиц составляет 183 воспитанника.

Учредитель

муниципальное образование «Город Калуга»
3

Лицензия

Устав

Взаимодействие с
организациямипартнерами

- № Л035-01224 - 40/00282881на осуществление
образовательной деятельности;
- № ЛО41-01-158-40/00574154 на осуществление
медицинской деятельности
Утвержден постановлением Городской Управы города
Калуги от 06.02.2015 г. № 1309-пи
МБДОУ взаимодействует на основе договоров о
сотрудничестве с Калужским индустриальнопедагогическим колледжем, МБОУ «Средней
общеобразовательной школой № 17» г. Калуги,
Городским досуговым центром, Калужской областной
детской библиотекой, Арт-театром, ТПМПК, МБУ
«Стратегия» г. Калуги, детской школой искусств № 2,
областным центром дополнительного образования детей
им. Ю. Гагарина, центром общественного здоровья и
медицинской профилактики.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 49
«Белочка» города Калуги (далее – ДОУ) расположено в жилом районе города
вдали от производящих предприятий и торговых мест. Здание ДОУ построено по
типовому проекту. Проектная наполняемость на 10 групп, 194 места. Общая
площадь здания 2330 кв. м, из них площадь помещений, используемых
непосредственно для нужд образовательного процесса, 2242 кв. м.
Цель деятельности ДОУ – осуществление образовательной деятельности по
реализации образовательных программ дошкольного образования.
Предметом деятельности ДОУ является формирование общей культуры,
развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и
личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности,
сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Организационно-правовое обеспечение
В своей деятельности Учреждение руководствуется:
- Конституцией Российской Федерации;
- Гражданским кодексом Российской Федерации;
- Семейным кодексом Российской Федерации;
- Трудовым кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
-Санитарные правила «Санитарно-эпидемиологические требования
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
4

молодежи 2.4.3648-20 от 28 сентября 2020 года № 28;
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания» от 21.01.2021 года № 62296;
- Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта дошкольного образования»;
- Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования», иными
законодательными и нормативными правовыми актами Российской
Федерации;
- Приказами, инструкциями, методическими рекомендациями
Министерства образования и науки Российской Федерации, законами и
иными нормативными правовыми актами Калужской области.
-Нормативно-правовыми
и
локальными
документами,
разработанными в учреждении:
- Уставом МБДОУ;
- Договором между учреждением и родителями
(законными представителями) ребѐнка;
- Трудовыми договорами между работодателем
организации и работниками;
- Локальными актами;
- Штатным расписанием.
Документы, регламентирующие деятельность учреждения размещены на
сайте учреждения в сети интернет.
II. Структура управления деятельностью организации
Управление

ДОУ

осуществляется

в

соответствии

с

действующим

законодательством и Уставом дошкольного учреждения.
Управление ДОУ строится на принципах единоначалия и коллегиальности.
Единоначальным исполнительным органом является руководитель – заведующий.
Коллегиальными органами управления являются: педагогический совет, общее
собрание работников.

5

Органы управления, действующие в МБДОУ
Наименование органа
Заведующий

Функции
Контролирует работу и обеспечивает эффективное
взаимодействие всех сотрудников, утверждает штатное
расписание,
отчетные
документы
организации,
осуществляет
общее
руководство
дошкольным
учреждением.

Педагогический совет Осуществляет текущее руководство образовательной
деятельностью ДОУ, в том числе рассматривает вопросы:
− развития образовательных услуг;
− регламентации образовательных отношений;
− разработки образовательных программ;
− выбора учебных пособий, средств обучения и
воспитания;
− материально-технического обеспечения
образовательного процесса;
− аттестации, повышении квалификации педагогических
работников;
− координации деятельности методической службы
Общее
собрание Реализует право работников участвовать в управлении
работников
образовательной организацией, в том числе:
− участвовать в разработке и принятии коллективного
договора, Правил трудового распорядка, изменений и
дополнений к ним;
− принимать локальные акты, которые регламентируют
деятельность образовательной организации и связаны с
правами и обязанностями работников;
− разрешать конфликтные ситуации между работниками и
администрацией образовательной организации;
− вносить предложения по корректировке плана
мероприятий организации, совершенствованию ее работы
и развитию материальной базы
Представительным органом работников является действующий в
учреждении профессиональный союз работников образования
(Профсоюзный комитет).
Педагогический состав формируется в соответствии со штатным
расписанием. Все мероприятия (педагогические советы, педагогические
часы и др.) проводятся в соответствии с утвержденным в Учреждении
6

годовым планом работы.
В целом структура Учреждения и система управления достаточны и
эффективны для обеспечения выполнения функций Учреждения, что
позволяет успешно вести образовательную деятельность.
Схема структуры управления дошкольным учреждением:
Педагогический совет

Общее собрание работников

Заведующий
МБДОУ

Заведующий
хозяйством

Старший воспитатель
Старший воспитатель

Специалисты
Учебновспомогательный
персонал

Воспитатели

Младший
обслуживающий
персонал

Родители (законные
представители),
воспитанники
7

Вывод: Управление в дошкольном учреждении осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации и Устава ДОУ. Структура и система
управления соответствуют специфике деятельности ДОУ.
Таким образом, в ДОУ реализуется возможность участия в управлении
Учреждением
всех участников образовательного процесса. Заведующий
Учреждения
занимает
место
координатора
стратегических
направлений. Функциональные звенья управления
связаны между собой,
последовательны в своих действиях, образуют единый управленческий цикл,
который позволяет оптимизировать работу и включить в управленческую
деятельность значительное число участников образовательного процесса.
Административно-управленческая деятельность в Учреждении носит плановый
характер. Планирование осуществляется на основе включения в него
управленческих, методических, воспитательных мероприятий; всех форм
административного контроля на уровне ДОУ. Сложившаяся в ДОУ система
управления, направлена на осуществление принципов коллегиальности и
демократизации управления Учреждением, что позволяет эффективно решать
задачи функционирования и развития ДОУ.
Сведения о методической модели дошкольного учреждения.
В ДОУ создана система методической поддержки педагогов. В методической
работе с педагогами внимание уделяется созданию условий для организации
педагогического
процесса,
обновлению
содержания
образования,
педагогическому анализу и организации методической помощи педагогам. В
течение
года в методическом кабинете организовывались постоянно
действующие выставки новинок методической литературы, тематические и по
запросам педагогов, постоянно оформлялись информационные стенды.
Методическая работа органично соединялась с повседневной практикой
педагогов. Одной из главных задач в деятельности методической службы стало
оказание реальной, действенной помощи всем членам коллектива по внедрению и
реализации ФОП ДО, обновленных ФГОС ДО.
В ДОУ проводились педагогические советы, которые включали теоретический
материал: (доклады, сообщения, аналитический материал, анализ состояния
работы по направлениям, итоги диагностики и мониторинга, рефлексивные
тренинги для педагогов, методические рекомендации) и практические
мероприятия.
В ДОУ организована дифференцированная помощь педагогам по:
наставничеству, работе по самообразованию, по повышению квалификации,
переподготовке и аттестации педагогических кадров. Педагоги активно
обобщают, внедряют и распространяют свой педагогический опыт в работе со
студентами индустриально-педагогического колледжа и слушателями курсов
повышения квалификации.
8

III.

Оценка образовательной деятельности

Образовательная деятельность в ДОУ организована в соответствии с
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», обновленными ФГОС ДО и ФОП ДО, санитарными правилами и
нормами.
Образовательный процесс осуществлялся по образовательной программе
дошкольного
образования,
разработанной
на
основе
федеральной
образовательной
программы
дошкольного
образования;
обновленных
федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного
образования, федеральной адаптированной образовательной программы для
детей с тяжелым нарушением речи; санитарных правил и норм, с учетом
недельной нагрузки. Парциальные программы и пособия, используемые в
организации образовательного процесса: авторское методическое пособие
«Система занятий по физическому воспитанию детей дошкольного возраста»
(С.Н. Рожкова); учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности
детей старшего дошкольного возраста «Безопасность» (Н.Н. Авдеева, О.Л.
Князева, Р.Б. Стеркина); авторская программа по аэрокосмическому образованию
детей дошкольного возраста «Звездочка» (Творческая группа МБДОУ № 49
«Белочка» г. Калуги); методическое пособие «Занятия по развитию речи для
детей 3-7 лет» (О.С. Ушакова), методическое пособие «Художественное
творчество и конструирование» (Л.В. Куцакова).
С описанием режима дня можно подробно ознакомиться на сайте учреждения
(www.belochka-49.kaluga.ru в разделе Сведения об образовательной организации
– Образование)
ДОУ в 2023 году посещали 183 воспитанника в возрасте от 2 до 7 лет. В
МБДОУ сформировано 8 групп - 4 общеразвивающей направленности, 2
комбинированные и 2 компенсирующие.
Из них:
- 1 группа раннего возраста -22 ч;
- 1 группа младшего возраста – 28 ч.;
- 1 средние группы – 32 ч.;
- 2 старшие группы – 42 ч. (1 общеобразовательная и 1 компенсирующая);
- 3 подготовительные группы – 59 ч.(2 общеразвивающая и 1 компенсирующая).
Уровень развития детей анализируется по итогам педагогической диагностики.
Формы проведения диагностики:
-наблюдения,
-свободные беседы с детьми,
- анализ продуктов детской деятельности (рисунков, работ по лепке, аппликации,
построек, поделок и др.),
-специальные диагностические ситуации.

9

Разработаны диагностические карты освоения основной образовательной
Программы дошкольного образования ДОУ в каждой возрастной группе. Карты
включают анализ уровня развития и качества освоения образовательных областей.
Результаты качества освоения ООП ДОУ:
Образовательные области
Речевое развитие
Познавательное развитие
Социально-коммуникативное
развитие
Физическое развитие
Художественно-эстетическое
развитие

2020-2021
80%
83%
83%

2021-2022
77%
80%
83%

2022-2023
78%
80%
83%

86%
83%

80%
80%

80%
80%

В мае 2023 года педагог-психолог дошкольного учреждения проводил
обследование воспитанников подготовительных групп на предмет оценки
сформированности предпосылок к учебной деятельности в количестве 38 человек.
Задания позволили оценить уровень сформированности предпосылок к учебной
деятельности: возможность работать в соответствии с фронтальной инструкцией
(удержание алгоритма деятельности), умение самостоятельно действовать по
образцу и осуществлять контроль, обладать определенным уровнем
работоспособности, а также вовремя остановиться в выполнении того или иного
задания и переключиться на выполнение следующего, возможностей
распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа,
целенаправленности деятельности и самоконтроля.
Количество
детей

38

Степень школьной зрелости
незрелый

средне зрелый

зрелый

-

18% (7 детей)

82 % (31 ребенок)

Результаты педагогического анализа показывают преобладание детей с
высоким и средним уровнями развития при прогрессирующей динамике на конец
учебного года, что говорит о результативности образовательной деятельности в
ДОУ.
В
дошкольном образовательном учреждении функционировали две
компенсирующие группы с ОНР: 1- старшая группа и 1 подготовительная.

10

Проведенная в конце учебного года диагностика речевого развития показала
достаточно высокий уровень эффективности логопедической работы.
Уровень речевого развития детей составил:
в старшей группе № 4 –50% (на начало года - 25 %)
в подготовительной группе № 5 – 83% (на начало года - 50%)
Из 15 детей 13 детей закончили обучение в компенсирующей группе с
нормальной речью и 2 детей со значительным улучшением.
Таких результатов удалось достичь благодаря системе фронтальных,
подгрупповых и индивидуальных логопедических занятий, разработанных в
соответствии с Адаптированной образовательной Программой, разработанной на
основе ФОАП ДО.
Эффективности коррекционной работы способствовало использование
разнообразных методов и приемов, наличие большого количества наглядного и
раздаточного дидактического материала, удобных логопедических кабинетов.
При планировании занятий использовались новинки коррекционной литературы и
периодической печати.
Успешности коррекционной работы послужило тесное взаимодействие
педагогов с родителями.
Для родителей проводились индивидуальные и
тематические консультации, менялся информационный материал, проводились
открытые занятия.
Воспитательная работа
Программа воспитания является структурной компонентой основной
образовательной программы МБДОУ № 49 «Белочка» г. Калуги. Содержание
Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми дошкольного
возраста всех образовательных областей, обозначенных во ФГОС ДО, одной из
задач которого является объединение воспитания и обучения в целостный
образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных
ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека,
семьи, общества:
 социально-коммуникативное развитие – социальное, патриотическое,
трудовое, духовно-нравственное направление Программы воспитания;
 познавательное развитие – познавательное направление Программы
воспитания;
 речевое развитие – все семь направлений Программы воспитания;
11

 художественно-эстетическое развитие –эстетическое направление Программы
воспитания;
 физическое развитие – физическое и оздоровительное направление
Программы воспитания.
Кроме традиционных форм и методов реализации задач воспитательнообразовательного процесса активно используются созданные в ДОУ историкокраеведческий и тематический музеи. Они является базовой основой для
воспитания в дошкольниках нравственности, любви к своей Родине, к ее истории,
к культурному наследию страны и малой родины и реализации патриотического
направления воспитания.
Мини-планетарий дошкольного учреждения позволяет решать задачи
познавательного направления воспитания – наблюдать, сравнивать, проводить
опыты, смотреть познавательные видео ролики по аэрокосмическому
образованию воспитанников.
Социальное направление воспитания дошкольника формируется в
ежедневных беседах, чтении художественной литературы, сюжетно-ролевых,
подвижных, народных играх, на занятиях по усвоению норм и правил
ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитии дружелюбия.
Тематический мини-музей дошкольного учреждения, способствует реализации
этого направления Программы воспитания.
Площадка «Автогородок» по обучению детей дошкольного возраста основам
безопасной жизнедеятельности в быту, на дороге, дома и в природных условиях
позволяют реализовать педагогам физическое и оздоровительное направление
Программы воспитания, детям - отрабатывать свои умения и навыки по
соблюдению правил безопасности собственной жизнедеятельности
на
практических занятиях.
В основе духовно-нравственного направления воспитания лежат такие
ценности как - жизнь, милосердие, добро. Духовно-нравственное воспитание
направлено на развитие ценностно-смысловой сферы дошкольников на основе
творческого взаимодействия в детско - взрослой общности, содержанием
которого является освоение социокультурного опыта в его культурноисторическом и личностном аспектах.
Калуга - это город музеев, архитектурных ансамблей, что значительно
расширяет содержание и средства деятельности педагогов и родителей
воспитанников. Данная работа создает благоприятные условия для формирования
духовной - нравственно культуры детей. МБДОУ № 49 «Белочка» г. Калуги
регулярно
принимает
участие
в
благотворительных,
экологических,
природоохранных акциях, конкурсах различного уровня.

12

Трудовое направление воспитания реализуется в ДОУ в совместной и
самостоятельной деятельности детей и взрослых, а так же при создании огорода
на окне в весенний период, посадке и ухаживании за огородом в летне-осенний
период, в повседневной жизни при выполнении обязанностей по дежурству,
уборке игрушек, хозяйственно-бытовом труде, трудовых поручениях и др.
Эстетическое направление Программы воспитания реализуется
педагогами учреждения ежедневно как в групповых помещениях, так и в других.
Все кабинеты и групповые комнаты эстетично оформлены. Групповые комнаты
включают игровую, познавательную, обеденную зоны. Группы пополняются
современным игровым оборудованием. В МБДОУ не только уютно, красиво,
удобно и комфортно детям, созданная развивающая среда открывает нашим
воспитанникам весь спектр возможностей, направляет усилия детей на
эффективное использование отдельных ее элементов. Развивающая предметнопространственная среда всех помещений оптимально насыщена, выдержана мера
«необходимого и достаточного» для каждого вида деятельности, представляет
собой «поисковое поле» для ребенка, стимулирующее процесс его воспитания,
развития и саморазвития, социализации и коррекции.
Постоянно организуются тематические выставки, с целью развития
творческого воображения, воспитания любви к прекрасному.
В 2023 году проводился анализ состава семей воспитанников.
В опросе участвовало 172 семей воспитанников.
Характеристика семей по составу:
Состав семьи
Количество семей Процент от общего количества
семей воспитанников
Полная
153
89%
Неполная с матерью
19
11%
Неполная с отцом
Оформлено опекунство
Характеристика семей по количеству детей:
Количество детей в семье Количество семей
Процент от общего
количества семей
воспитанников
Один ребенок
63
36%
Два ребенка
69
40%
Три ребенка и более
40
24%
Вывод: результаты обследования образовательной деятельности показали, что
в дошкольном учреждении созданы оптимальные условия для эмоционального
благополучия ребенка, для успешного развития детей младшего и старшего
дошкольного возраста с разными потребностями, созданы условия безопасной
развивающей среды, систематически ведется работа по сохранению и сбережению
здоровья
воспитанников.
Динамика
социально-личностного
развития
13

воспитанников по всем образовательным областям является основанием для
педагогической рефлексии, эффективности выбранных методов работы.
Воспитательная работа строится в соответствии с Программой воспитания и
с учетом индивидуальных особенностей детей, с использованием разнообразных
форм и методов, в тесной взаимосвязи воспитателей, специалистов и родителей
ДОУ. Детям из неполных семей уделяется большее внимание педагогами ДОУ.
В
дошкольном
учреждении
оказываются
дополнительные
образовательные платные услуги в соответствии с образовательными
программами дополнительного образования:
1. Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической
направленности «Грамотейка» для детей 5-7 лет;
2. Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической
направленности «Юный исследователь» для детей 5-7 лет;
3.Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической
направленности "Умелые ручки" для детей 5-6 лет.
4. Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической
направленности «Мы - волшебники» для детей 5-7 лет;
Средства, полученные от реализации данного вида деятельности, позволяют
улучшить материальную базу для осуществления образовательного процесса
дошкольного учреждения.
IV.

Оценка функционирования внутренней системы оценки качества
образования.

Внутренняя система оценки качества образования в ДОУ определена
Положением о внутренней системе оценки качества образования - приказ № 178од от 23.08.2019 г., утвержденный приказом заведующего. Эффективное
руководство и управление образовательным процессом в МБДОУ № 49 «Белочка»
г. Калуги предусматривает оценку его качества. Основными направлениями
оценки качества образования являются: оценка профессионального уровня
педагогов и их компетенций, качество организации педагогического процесса,
оснащение развивающей предметно-пространственной среды, определение
степени удовлетворенности родителей (законных представителей) воспитанников
качеством предоставляемых услуг.
В 2023 году инспекционно-контрольная деятельность была ориентирована
на качественные результаты работы учреждения, а именно – выполнение годовых
задач, освоения воспитанниками основной и адаптированной образовательной
программы дошкольного образования. Текущий контроль был направлен на
выполнение инструктивно-правовых документов. Основными видами контроля в
МБДОУ № 49 «Белочка» г. Калуги и дающими реальную картину деятельности
педагогов являлись тематический контроль по реализации годовых задач,
мониторинг освоения ООП ДО, мониторинг готовности к школьному обучению,
текущий контроль за выполнением всех разделов действующих СанПин,
инструкций по ОБЖЗД, антитеррористической и пожарной безопасности. При
14

проведении контроля использовались традиционные методы сбора информации:
наблюдение, анкетирование, анализ.
Эффективность контроля выразилась в повышении уровня проявления
инициативы и самостоятельности у детей; усвоении социальных норм и правил
поведения. Проведение систематического контроля по оснащению РППС
позволило отметить постоянное ее обновление в соответствии с ФГОС ДО и ФОП
ДО.
Вывод: Контроль показал, что наиболее актуальными являются вопросы
заболеваемости и посещаемости детей, внедрение инновационных технологий,
системное выполнение оздоровительных мероприятий, социализация детей с
ОВЗ.
Таким образом, система внутренней оценки качества образования функционирует
в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.
V. Оценка кадрового обеспечения
ДОУ укомплектовано согласно штатному расписанию. Всего работало 19
педагогов, из них - 4 специалиста. Соотношение воспитанников, приходящихся на
1 взрослого:
− воспитанник/педагоги –10/1;
− воспитанники/все сотрудники – 5/1.
За 2023 год педагогические работники прошли аттестацию и получили:
− первую квалификационную категорию – 2 педагога. Из них: 2 воспитателя
Курсы повышения квалификации в 2023 году прошли все педагоги по ФОП ДО,
здоровому питанию.
Гистограмма качественного состава педагогов ДОУ:
10
9
8
7
6
5
4
3
2
1
0

2023
2022
2021

сзд

1к

вк

С высшей квалификационной категорией 5 человек, с первой – 7 и с
соответствием занимаемой должности 5 педагогов работало в дошкольном
образовательном учреждении в 2023 году.
В 2023 году педагоги ДОУ приняли активное участие в конкурсном движении
15

и различных мероприятиях городского, областного, регионального и
всероссийского уровня.
Особенно активными были педагоги Мардашова Ю.С., Тарасенко Н.В.,
Шамарина Н.А. , Степанова Р.Н., Кузякина В.Л., Назарова О.В., Каменская Ю.А.,
Голубкова Н.П., Лысенко С.И., Окишева Н.А.
Вывод: ДОУ укомплектовано руководящими, педагогическими, иными
работниками для осуществления образовательной, методической, финансовохозяйственной, медицинской деятельности, необходимой для охраны жизни и
здоровья, организации питания. Педагоги постоянно повышают свой
профессиональный уровень, эффективно участвуют в работе методических
объединений, знакомятся с опытом работы своих коллег и других дошкольных
учреждений, активно участвуют в конкурсах различного уровня, онлайнсеминарах, а также занимаются саморазвитием. Все это в комплексе дает
хороший результат в организации педагогической деятельности и улучшении
качества образования и воспитания дошкольников.
VI. Оценка учебно-методического и библиотечно-информационного
обеспечения
В ДОУ библиотека является составной частью методической службы.
Библиотечный фонд располагается в методическом кабинете, кабинетах
специалистов, группах детского сада. Библиотечный фонд представлен
методической литературой по всем образовательным областям образовательной
программы, детской художественной литературой, периодическими изданиями, а
также другими информационными ресурсами на различных электронных
носителях. В каждой возрастной группе имеется банк необходимых учебнометодических пособий, рекомендованных для планирования воспитательнообразовательной работы в соответствии с обязательной частью ОП ДО.
В 2023 году были приобретены пособия по обучению грамоте дошкольников –
книги для педагогов, детей, раздаточный материал, настольно-печатные игры,
плакаты.
Оборудование и оснащение методического кабинета достаточно для
реализации образовательных программ. В методическом кабинете созданы
условия для возможности организации совместной деятельности педагогов.
В Учреждении имеется собственная информационно-техническая база: выход в
Интернет, электронная почта, мессенджеры ВКонтакте, Однокласники, Telegram,
сайт Учреждения.
Информационное обеспечение ДОУ включает:
− информационно-телекоммуникационное оборудование;
− программное обеспечение – позволяет работать с текстовыми редакторами,
интернет-ресурсами, фото-, видеоматериалами, графическими редакторами.
Вывод: В МБДОУ учебно-методическое и информационное обеспечение
достаточное для организации образовательной деятельности и эффективной
реализации образовательных программ, имеются электронные образовательные
16

ресурсы; в 2023 году материально-техническая база ДОУ пополнилось пособиями
по обучению грамоте детей дошкольного возраста.
VII. Оценка материально-технической базы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 49
«Белочка» города Калуги функционирует в помещении, отвечающем санитарногигиеническим, противоэпидемическим требованиям и правилам пожарной
безопасности, а также психолого-педагогическим требованиям к благоустройству
учреждений дошкольного образования. Учреждение имеет доступ в сеть
Интернет, официальный сайт, постоянно функционирует электронная почта.
Групповые помещения оборудованы мебелью. В каждой возрастной группе
созданы условия для самостоятельного, активного и целенаправленного действия
детей во всех видах деятельности: игровой, двигательной, изобразительной,
театрализованной, конструктивной, познавательной и т.д. Они содержат
разнообразные материалы для развивающих игр и занятий. Организация и
расположение предметов развивающей предметно-пространственной среды
отвечает возрастным особенностям и потребностям детей. Расположение мебели,
игрового и другого оборудования отвечают требованиям техники безопасности,
санитарно-гигиеническим нормам, физиологии детей, что позволяет
воспитанникам свободно перемещаться.
Безопасность
детей
и
сотрудников
обеспечивается
комплексной
безопасностью - средствами автоматической тревожной сигнализации; системой
наружного видеонаблюдения; пожарной сигнализацией с системой голосового
оповещения. В дневное время здание охраняется охранным предприятием
«Росгвардия», в ночное время, в выходные и праздничные дни - штатными
сторожами; центральный вход в здание оборудован домофоном, калитка
оборудована кодовым замком.
Состояние территории и оборудования соответствует пожарной,
антитеррористической безопасности. Систематически проводится общий
технический осмотр здания, проверка сопротивления изоляции электросети и
заземления оборудования, проверка исправности электрических розеток,
электрооборудования и др.
В целях обеспечения безопасных условий труда:
- своевременно организовывается обучение и проверка знаний требований
охраны труда вновь поступивших работников учреждения;
- организовано обучение работников и воспитанников в учреждении мерам
обеспечения пожарной безопасности, проводятся тренировочные мероприятия
по эвакуации детей и всего персонала;
- своевременно проводятся инструктажи по охране труда и пожарной
безопасности с работниками;
- разрабатываются мероприятия по предупреждению травматизма, дорожнотранспортных происшествий, несчастных случаев, происходящих на улице,
воде, спортивных мероприятиях и т.д.
Медицинское обслуживание детей осуществляется в соответствии с
17

договором с ГБУЗ Калужской области «Детская городская больница».
Медицинский персонал представлен медицинской сестрой. За учреждением
закреплен врач – педиатр; ежегодно проводится осмотр детей врачами –
специалистами, диспансеризация и вакцинация детей в соответствии с календарем
прививок. Педагоги ежегодно проходят специальное обучение по оказанию
первой медицинской помощи.
Медицинский блок оборудован в соответствии с санитарными требованиями. В
учреждении
функционирует
комплексная система оздоровления
детей: закаливание, хождение босиком,
бодрящая
и дыхательная
гимнастика, соблюдаетсярежим проветривания, соблюдение режима прогулок.
Сравнительный анализ заболеваемости показал, что заболеваемость детей в
текущем году имела тенденцию к увеличению, что связано с эпидемиологической
обстановкой в городе.
В МБДОУ организовано 4-х разовое питание с учѐтом требований СанПиН
2.3/2.4.3590-20«Санитарно-эпидемиологические требования к организации
общественного питания населения» от 27 октября 2020 г. № 32, в соответствии с
примерным 10-дневным цикличным меню для детей 2-7 лет с 12-часовым
пребыванием (завтрак, второй завтрак, обед и уплотненный полдник),
утвержденным руководителем учреждения, рассчитанным не менее чем на 2
недели, с учетом физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах
для детей всех возрастных групп.
При составлении меню учитываются рекомендуемый ассортимент основных
пищевых продуктов для использования в питании детей в дошкольных
образовательных организациях и распределением энергетической ценности
(калорийности) суточного рациона по отдельным приемам пищи.
Пищеблок учреждения оборудован необходимым технологическим,
холодильным и моечным оборудованием.
Оснащение и санитарное состояние соответствует требованиям СанПиН.
Персонал пищеблока аттестован, прошел санитарно - гигиеническое обучение.
Прием пищевых продуктов и продовольственного сырья осуществляется при
наличии документов подтверждающих их качество и безопасность.
Контроль поступающих продуктов осуществляется ответственным лицом.
Результаты контроля регистрируются в журнале бракеража скоропортящихся
пищевых продуктов. Продукты хранятся в соответствии с условиями хранения и
сроками годности.
Все блюда готовятся в соответствии с технологическими картами,
санитарными нормами, полуфабрикаты не используются.
Выдача готовой пищи разрешается после проведения пробы и регистрации
контроля бракеража готовой кулинарной продукции.
Для детей имеющих пищевую аллергию предусмотрена индивидуальная
замена блюд меню при предоставлении медицинских документов.
Проходят еженедельные планѐрки при заведующем с калькулятором,
кладовщиком, шеф-поваром, что позволяет не допустить перерасхода денежных
средств, запланированных на питание одного ребѐнка в день. В ДОУ
18

систематически ведется подсчѐт выполнения натуральных норм питания и
калорийности. Анализ организации питания за 2023 год показал достаточное
выполнение натуральных норм по основным продуктам питания. В рацион
питания включались овощные салаты, фрукты, дети получали соки. При
составлении меню строго соблюдался подбор продуктов, обеспечивающий детей
основными пищевыми веществами, и правильное сочетание всех пищевых
ингредиентов, как в качественном, так и в количественном отношении.
В учреждении организован правильный питьевой режим в соответствии с
п.8.4, п. 8.4.3, п.8.4.5 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов
СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организации общественного питания населения", утвержденными Главным
государственным санитарным врачом РФ 27.10.2020 года № 32. Кипячение воды
происходит не менее 5 минут, до раздачи детям кипяченая вода охлаждается до
комнатной температуры непосредственно в емкости, где она кипятилась; смена
воды в емкости для еѐ раздачи проводится не реже, чем через 3 часа, утверждѐн
график смены кипяченой питьевой воды по часам. Забор кипяченой воды
осуществляется строго
по графику, непосредственно из технологического
оборудования, предназначенного для кипячения воды (кипятильник
электрический и др.), находящегося на пищеблоке в чайники с крышкой с
маркировкой «кипяченая вода».
Для питьевого режима детей используется столовая посуда (эмалированный
чайник с крышкой или чайник с крышкой, изготовленный из нержавеющей стали)
и чайная посуда (чашки, кружки, изготовленные из фарфора, фаянса). Для
организации питьевого режима в летний оздоровительный период на прогулке в
ДОО имеется столовая и чайная посуда (промаркированные подносы для чистой и
грязной посуды, чайник с крышкой, чашки (кружки)) на каждого ребенка.
Питание и охрана здоровья инвалидов и лиц с ОВЗ организуется (при их
наличии) в соответствии с рекомендациями врачей и действующим
законодательством.
В ДОУ сформирована материально-техническая база для реализации
образовательных программ, жизнеобеспечения и развития детей.
Базовые компоненты развивающей среды ДОУ:
Речевое
развитие

Познаватель
ное развитие

Физическое
развитие

Художественноэстетическое
развитие
логопедические -тематический физкультурный - музыкальный
кабинеты
музей
зал
зал
- методический -мини- спортивная
- ИЗО-студия
кабинет
планетарий
площадка
-выставка
-речевые
- комната
- медицинский детского
уголки в
познавательно блок
творчества
группах
го развития;
- прогулочные
- кабинет
участки
«Школа
безопасности»

Социальнокоммуникатив
ное развитие
- кабинет
психолога
- историкокраеведческий
музей
- автогородок
- игровые уголки
в группах

19

В ДОУ оборудованы помещения:
− групповые помещения – 8;
− кабинет заведующего – 1;
− пищеблок – 1;
− прачечная – 1.
При создании развивающей предметно-пространственной среды воспитатели
учитывают возрастные, индивидуальные особенности детей своей группы.
Оборудованные групповые комнаты включают центр двигательной активности,
безопасности,
игры,
конструирования,
логики
и
математики,
экспериментирования,
познания
и
коммуникации,
театрализации
и
музицирования, уединения, творчества, коррекции, книжный уголок.
В 2023 году ДОУ было приобретено:
- Канцелярские товары – в ассортименте;
- Колонки для компьютера;
- Магнитофоны;
- дидактические и методические пособия по обучению грамоте;
Вывод: Материально-техническое состояние ДОУ и территории соответствует
действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству,
содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях,
правилам пожарной безопасности, требованиям охраны труда: в группах созданы
условия для различных видов деятельности; созданы условия для обеспечения
безопасности воспитанников и сотрудников – территория ограждена забором, на
калитке имеется кодовый замок, на входных дверях есть домофоны, оборудована
система внешнего видеонаблюдения, здание оснащено автоматической пожарной
сигнализацией, кнопкой тревожной сигнализации для экстренных вызовов;
разработан паспорт безопасности ДОУ. В ДОУ ведутся мероприятия по
соблюдению правил пожарной безопасности. Для отработки правильного
поведения во время чрезвычайных ситуаций сотрудники и воспитанники
участвуют в тренировочных плановых мероприятиях по гражданской обороне. В
2023 году в учреждении проводились дополнительные санитарноэпидемиологические (профилактические) мероприятия по предупреждению
возникновению и распространению среди населения города Калуги вирусных
инфекций.
Материально-технические условия, развивающая предметно-пространственная
среда в группах, помещениях обеспечивает возможность общения в
самостоятельной и совместной деятельности детей и взрослых в различных видах
деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
Материально-техническое состояние Учреждения и территории соответствует
действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству,
содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях,
20

правилам пожарной безопасности, требованиям охраны труда, позволяет
обеспечить образовательный процесс.
Взаимодействие с семьями воспитанников.
Взаимодействие с семьями воспитанников традиционно строится на
основе принципа сотрудничества. Основная цель взаимодействия взрослых
участников образовательных отношений – обеспечить единство требований к
ребѐнку в процессе его развития, создать единое, непротиворечивое пространство
развития ребѐнка в семье и в МБДОУ.
Взаимоотношения между МБДОУ и родителями (законными
представителями) регулируются договором между ними, включающим в себя
взаимные права, обязанности, ответственность сторон, возникающие в процессе
воспитания, обучения, развития, присмотра, ухода и оздоровления детей,
длительность пребывания ребѐнка в учреждении, а также размер платы,
взимаемой с родителей (законных представителей) за содержание ребѐнка в
детском саду.
Задачи и конкретное содержание плана работы с родителями тесно связано
с планом воспитательно-образовательной работы учреждения и строится по
следующим основным направлениям деятельности: 1) изучение семей
воспитанников, 2) проведение работы по повышению психолого-педагогической
культуры родителей, 3) создание условий для формирования доверительных
отношений родителей с педагогическим коллективом детского сада для
согласования методов воспитания ребѐнка, 4) приобщение родителей к участию в
жизни МБДОУ.
Тематические информационные памятки и буклеты, информационные
средства наглядности, тематические выставки детского творчества, организация
детско-взрослых праздников, игр, конкурсов, тренингов, организация
индивидуальных консультаций и доверительных бесед по инициативе родителей,
педагогов, медиков - основные формы установления сотрудничества педагогов
МБДОУ с родителями. Значимым источником получения квалифицированной
методической, диагностической, психолого-педагогической помощи стала
деятельность
специалистов
(учителей-логопедов,
педагога-психолога,
музыкального руководителя, медсестры) МБДОУ.
Для обеспечения информационной доступности и открытости учреждения
организована работа мессенджеров ВКонтакте, Однокласники, Telegram, сайта
МБДОУ. В течение года в социальных сетях еженедельно выкладывается
информация о жизни дошкольного учреждения, на сайте функционирует раздел
«Советы специалистов» и тематическая страница «Для вас, родители!» для
21

обеспечения педагогического просвещения родителей (законных представителей),
их своевременного информирования о текущем состоянии и промежуточных
результатах образовательной деятельности.
В учреждении разработан инструментарий (анкетирование) для получения
обратной связи от родителей (законных представителей) для уточнения их
образовательных запросов и выявления степени удовлетворѐнности качеством
образовательных услуг, оказываемых нашим учреждением.
Анкетирование запросов родителей воспитанников показало, что 82%
респондентов считают, что образовательный процесс в МБДОУ организован в
соответствии с их запросами. 85% отметили, что их ребѐнок с удовольствием
ходит в детский сад, делится впечатлениями о прожитом дне. 68% отметили, что
нуждаются в получении дополнительных образовательных услуг по речевому
развитию, развитию продуктивной и исследовательской деятельности.
В МБДОУ организован Совет родителей (законных представителей). Одна
из задач Совета родителей – поиск механизмов включения родителей в
совместную с учреждением созидательную деятельность по безопасности и
помощь детям в освоении программного материала. Актуальной темой
просвещения родительской общественности является организация развивающего
пространства в МБДОУ и дома, способствующего расширению кругозора
ребѐнка, его реализации в разных видах деятельности, освоению социальных
норм, приобщению к культурным традициям. На сегодня система участия Совета
родителей в образовательной деятельности МБДОУ находится в состоянии
становления, осмысления целостного и системного проекта включения в
деятельность учреждения.
Социальное партнѐрство МБДОУ
Решение комплекса задач, стоящих перед дошкольным учреждением,
невозможно без тесного сотрудничества и партнѐрства с другими организациями.
МБДОУ находится в непосредственной близости к центру города, что является
условием для организации безбарьерного контакта с культурно-образовательной
средой областного центра. Прежде всего, с ближайшими дошкольными
учреждениями, с которыми практически ежедневно происходит обмен актуальной
информацией, необходимой для успешного решения тактических и оперативных
(текущих) вопросов. Данное сотрудничество позволяет нам решать вопросы
преемственности по обеспечению единого образовательного пространства.
Расширение социальных связей дошкольного образовательного учреждения дает
дополнительный импульс для развития и обогащения личности ребенка с первых
22

лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями,
строящиеся на идее социального партнерства.
Взаимодействие с социально-культурными учреждениями города делает
воспитательно- образовательный процесс более эффективным и открытым.
Среди наших партнѐров:
 ГАОУ ДПО «Калужский государственный институт развития
образования»,
 МБУ «Центр психолого-медицинской, педагогической и социальной
помощи «Стратегия» г. Калуги;
 Калужский индустриально-педагогический колледж;
 МБДОУ № 41, № 54 г. Калуги;
 МБОУ СОШ № 17;
 МБОУДО ДЮЦКО «Галактика»;
 МБУК «Городской досуговый центр» г. Калуги;
 Дом детского творчества им. Ю. Гагарина;
 Калужская областная детская библиотека;
 Детская областная библиотека;
 Центр общественного здоровья и медицинской профилактики.
Взаимодействие с социальными партнерами показывает, что участие детей
в совместных
мероприятиях делает их более открытыми, активными,
способствует обогащению эмоционального мира ребенка, активному развитию
познавательного интереса, совершенствованию коммуникативных навыков и
умений. Это, в свою очередь, создает благоприятные предпосылки для
своевременного социального и личностного развития дошкольника.
Процесс взаимодействия с социальными партнѐрами способствует росту
профессионального мастерства педагогов, поднимает статус учреждения,
указывает на особую роль социальных связей в развитии каждой личности и
тех взрослых, которые входят в ближайшее окружение ребенка. Что в
конечном итоге ведет к повышению качества дошкольного образования.
Однако, несмотря на то, что в МБДОУ № 49 функционирует устойчивая
система социального партнѐрства, не в полном объѐме используются
возможности сотрудничества с различными социальными партнѐрами в плане
обеспечения безопасности жизнедеятельности дошкольников.

23

Инновационные проекты, реализуемые в ДОУ
Тема инновационного
проекта
Создание
единого
образовательного
пространства,
обеспечивающего
повышение
качества
образования в МБДОУ,
направленного
на
формирование
основ
безопасного
поведения
дошкольников

Сроки
реализации
Начало –
10.01.2022
года
Завершение
– 31.05.2025
года

Краткое содержание
инновационного проекта
Деятельность рассчитана на 3 года
Главными характеристиками
внедряемой инновации являются
Соответствие требованиям, которые
предъявляет ФГОС и ФОП ДО;
Системность и взаимосвязь всех
компонентов инновационной
деятельности;
Разнообразие форм, методов, приемов,
подходов в реализации инновации;

Результаты анализа показателей деятельности организации
Данные приведены по состоянию на 01.04.2024 г.
Показатели
Единица Количество
измерени
я
Образовательная деятельность
Общее количество воспитанников, которые
обучаются по программе дошкольного образования
в том числе обучающиеся:

человек

в режиме полного дня (12 часов)

182

183

в режиме кратковременного пребывания (3–5 часов)

0

в семейной дошкольной группе

0

по форме семейного образования с психологопедагогическим сопровождением, которое
организует дошкольное учреждение

0

Общее количество воспитанников в возрасте до трех
лет

человек

21

Общее количество воспитанников в возрасте от трех
до восьми лет

человек

162

24

Количество (удельный вес) детей от общей
численности воспитанников, которые получают
услуги присмотра и ухода, в том числе в группах:

человек
(процент)

12-часового пребывания

183 (100%)

12–14-часового пребывания

0 (0%)

круглосуточного пребывания

0 (0%)

Численность (удельный вес) воспитанников с ОВЗ от человек
общей численности воспитанников, которые
(процент)
получают услуги:
по коррекции недостатков физического,
психического развития

30 (11%)

обучению по образовательной программе
дошкольного образования

153 (89%)

присмотру и уходу

183 (100%)

Средний показатель пропущенных по болезни дней
на одного воспитанника

день

14,0

Общая численность педагогических работников, в
том числе количество педагогических работников:

человек

18

с высшим образованием

12

высшим образованием педагогической
направленности (профиля)

11

средним профессиональным образованием

6

средним профессиональным образованием
педагогической направленности (профиля)

6

Количество (удельный вес численности)
человек
педагогических работников, которым по результатам (процент)
аттестации присвоена квалификационная категория,
в общей численности педагогических работников, в
том числе:

12 (67%)

с высшей

5 (28%)

первой

7 (39%)

Количество (удельный вес численности)
педагогических работников в общей численности
педагогических работников, педагогический стаж
работы которых составляет:
до 5 лет

человек
(процент)

0
25

больше 30 лет

9 (50%)

Количество (удельный вес численности)
педагогических работников в общей численности
педагогических работников в возрасте:

человек
(процент)

до 30 лет

0

от 55 лет

9 (50%)

Численность (удельный вес) педагогических и
административно-хозяйственных работников,
которые за последние 5 лет прошли повышение
квалификации или профессиональную
переподготовку, от общей численности таких
работников

человек
(процент)

22 (100%)

Численность (удельный вес) педагогических и
административно-хозяйственных работников,
которые прошли повышение квалификации по
применению в образовательном процессе ФГОС, от
общей численности таких работников

человек
(процент)

22 (100%)

Соотношение «педагогический
работник/воспитанник»

человек/че
ловек

10/1

Наличие в дошкольном учреждении:

да/нет

музыкального руководителя

да

инструктора по физической культуре

да

учителя-логопеда

да

логопеда

нет

учителя-дефектолога

нет

педагога-психолога

да
Инфраструктура

Общая площадь помещений, в которых
осуществляется образовательная деятельность, в
расчете на одного воспитанника

кв. м

8,2

Площадь помещений для дополнительных видов
деятельности воспитанников

кв. м

59,1

Наличие в дошкольном учреждении:

да/нет

физкультурного зала

да

музыкального зала

да
26

прогулочных площадок, которые оснащены так,
чтобы обеспечить потребность воспитанников в
физической активности и игровой деятельности на
улице

да

Анализ показателей указывает на то, что ДОУ

имеет достаточную

инфраструктуру, которая соответствует требованиям санитарных правил и норм
и позволяет реализовывать образовательные программы в полном объеме в
соответствии с ФГОС и ФОП ДО.
ДОУ укомплектовано достаточным количеством педагогических и иных
работников, которые имеют высокую квалификацию и регулярно проходят
повышение квалификации, что обеспечивает результативность образовательной
деятельности.
Итогом работы за отчетный период можно считать следующие результаты
деятельности:
1.Учреждение

успешно

развивается

в

условиях

конкурентного

рынка

образовательных услуг, удовлетворяя социальный заказ на образовательные
услуги.
2. Созданы условия для медико-педагогического сопровождения ребенка с целью
определения индивидуального образовательного маршрута.
3. Развитая

методическая

служба

учреждения

полностью

удовлетворяет

образовательные запросы педагогов.
4. Сформированы

необходимые

профессиональные

компетенции

у

педагогических работников учреждения для реализации задач инновационного
развития.
5. На

практике

реализуется

принцип

личностно-ориентированного

взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса.
6. Созданы

условия

для

обеспечения

включенности

родительской

общественности в организацию и планирование деятельности дошкольного
учреждения.
27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».