Грамотейка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 49 «Белочка»
города Калуги (МБДОУ № 49 «Белочка» г. Калуги)

Принята
педагогическим советом
МБДОУ № 49 «Белочка» г. Калуги
Протокол № 1 от 30 августа 2022 г.

Утверждена
заведующим МБДОУ
№ 49 «Белочка» г. Калуги
Приказ № 195-од от 30.08.2022 г.

Рассмотрена
Советом родителей ДОУ
Протокол № 3 от 29.08.2022 г.

Дополнительная общеобразовательная программа
социально-педагогической направленности
«Грамотейка»
Возраст воспитанников: 5-7 лет
Срок реализации программы: 2 года (72 часа)

Калуга, 2022год
1

Составитель Степанова Р.Н., старший воспитатель
Экспертиза дополнительной общеобразовательной программы социальнопедагогической направленности «Грамотейка» (ДОП) проведена заведующим Казаковой
Г.В., старшим воспитателем Кузякиной В.Л. 23.08.2022 г. и направлена на рассмотрение на
заседании педагогического совета.

2

Содержание

№ п/п
1

Мероприятия

Страница

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы.
1.1.Пояснительная
программы)

записка

(общая

характеристика

Актуальность ДОП
Отличительные особенности ДОП, новизна
Адресат ДОП
Объем ДОП
Формы обучения
1.2. Цель и задачи ДОП
1.3.Содержание ДОП
1.4. Планируемые результаты освоения ДОП
2

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических
условий
2.1. Условия реализации ДОП
2.2.
Формы
(мониторинга)

педагогической

диагностики

2.3. Методические материалы

3

3.Список литературы

4.Приложения

I. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка (общая характеристика программы)
Актуальность и отличительные особенности ДОП
Поступление ребенка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную
ситуацию его развития. И, что самое главное, предъявляет к нему новые более высокие
требования, как к личности в целом, так и к его интеллектуальным способностям.
Одной
из задач дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической
3

поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в
вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Обучение грамоте в
детском саду - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению
письмом и чтением. Умение правильно слышать, выделять и различать все звуки речи, а так
же делать простейший звуковой анализ. Плохое владение звуковым анализом приводит в
школе к ошибкам на письме, таким как пропуски букв, перестановка или замена букв, не
дописывание слов, то есть ошибкам, которые принято считать ошибками на внимание.
Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс.
Важная задача детского сада состоит в том, чтобы на протяжении всего периода воспитания
ребенка постепенно закладывать основы готовности к обучению в школе, формировать
обобщенные, систематизированные знания об окружающей действительности, умение
осознанно использовать их для решения разнообразных практических задач. Поэтому
своевременная работа по подготовке к школе является актуальной и важной задачей,
стоящей перед педагогом.
Анализ родительского опроса показал на необходимость дополнительного образования в
ДОУ по обучению детей грамоте.
Программа является модифицированной и составлена на основе авторской программы
Е. В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты».
Программа по подготовке к обучению чтению реализует идеи развивающего образования
непрерывно и преемственно от дошкольного этапа до поступления в общеобразовательную
школу .
В Программе используется системный, комплексный, личностный и деятельный подход к
развитию детей. Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей.
Она обеспечивает целостность педагогического процесса на протяжении 2-х лет и соблюдает
преемственность не только с последующим обучением, но и с предыдущим.
Новизна программы.
Программа является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и знакомит
детей с первоначальными элементами грамоты. Программа предоставляет систему
увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям
сформировать мыслительные операции, научат понимать и выполнять учебную задачу,
овладеть навыками речевого общения, а также способствуют развитию мелкой моторики и
зрительно-двигательной координации. Данная программа педагогически целесообразна, так
как при еѐ реализации дети получают достаточный запас знаний, умений и навыков,
необходимый для подготовки к школе.
Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям детей, а
не дублируют школу, что является отличительной особенностью данной образовательной
программы.
Адресат ДОП
Программа по подготовке к обучению грамоте предназначена для работы с детьми 5 –7
лет в дошкольном образовательном учреждении. Она обеспечивает целостность
педагогического процесса на протяжении двух лет пребывания ребенка в старшей и
подготовительной группах в дошкольном учреждении. Возраст детей, участвующих в
реализации программы – 5–7 лет (1- й год обучения, дети 5–6 лет; 2-ой год обучения, дети 6–
7 лет). Принимаются все желающие по заявлениям родителей.
У старших дошкольников развиваются важные умения – слушать и понимать речь
взрослых и сверстников , грамматически правильно отвечать на вопросы, при этом проявлять
доброжелательность в общении, участвовать в разговоре по своей инициативе. В старшем
дошкольном возрасте происходит интенсивное знакомство ребенка со словом, его
4

смысловой и фонетической стороной. Этой способностью мозга ребенка – дошкольника
необходимо обязательно воспользоваться и «погрузить» его в удивительный мир звуков,
открыть особую языковую действительность языка для формирования у него звукослогового анализа и синтеза. Взрослый (воспитатель, педагог, родитель) должен
своевременно помогать ребенку и целенаправленно руководить развитием его речевой
деятельности. Научившись слышать в слове отдельные звуки, дети легче осваивают
правильное звукопроизношение, произвольно управляют артикуляционным аппаратом и
своей речью.
Объем ДОП
Программа «Грамотейка» рассчитана на 2 года обучения для детей 5 - 7 лет.
Рекомендуемый
состав
группы
–
10
человек.
Срок
реализации
программы: 2
года.
Продолжительность
учебной
недели: пятидневная
учебная
неделя
Режим
занятий:
1
раз
в
неделю.
Режим
работы: четверг
с
16.00-16.30
Продолжительность занятия: 25- 30 мин.
На весь период обучения
программы.

запланировано 72 занятия, необходимых для освоения

Формы обучения
Формы организации педагогического процесса:
- специально – организованная деятельность воспитателя с детьми;
- совместная деятельность взрослого с детьми;
- самостоятельная деятельность детей;
- работа в прописях и тетрадях;
Формы организации детей:
- фронтальная;
- групповая;
- индивидуальная;
- работа по подгруппам;
Основные методы, используемые при реализации Программы:
- наглядные - рассматривание картин, наблюдение;
- практические -фонематические упражнения, игровой метод, моделирование, рисование;
- словесные –использование стихов, загадок, потешек, беседа, рассказы детей, воспитателя,
чтение худ. литературы.
- методы стимулирования - одобрение, поощрение, похвала, соревнование;
1.2 Цель и задачи ДОП
Цель программы: формирование у дошкольников полноценной фонетической системы
языка, развитие фонематического восприятия и первоначальных навыков
звукового
анализа и синтеза.
Задачи:
Образовательные: Формировать и развивать фонематический слух;
Учить детей владеть звуковой стороной речи –темпом, интонацией;
Знакомить со слоговой структурой слова;
5

Учить соотносить звук и букву;
Учить детей производить звукобуквенный анализ слова;
Называть последовательность слогов, называть из каких звуков состоит слог, слово;
Подготовить руки ребенка к письму;
Упражнять в печатании букв, слогов (по образцу).
Расширять словарный запас детей;
Развивающие:
Развивать слуховое восприятие;
Развивать графические навыки;
Развивать мелкую моторику рук и укреплять мелкие мышцы руки;
Развивать глазомер, четкую координацию руки.
Воспитательные:
Воспитывать умение работать;
Воспитывать нравственные качества, а именно терпимость, доброжелательность по
отношению к окружающим;
Воспитывать усидчивость;
Воспитывать способность к самостоятельному выполнению заданий.
1.3 Содержание ДОП
1.3.1 Содержание психолого – педагогической работы
5 – 6 лет
Рост и развитие ребѐнка протекает неравномерно. Процесс идѐт то быстрее, то медленнее,
причѐм включает в себя периоды резких перемен, скачкообразных переломов. Каждому
новому этапу может предшествовать небольшой спад. Поскольку нервная система детей
пока незрелая, то приобретение новых навыков делает их эмоционально неустойчивыми.
Каждый новый освоенный этап - своего рода перелом. Общему психическому развитию
содействует активизация воображения. Педагоги должны научиться ценить в дошкольнике
неспособность делать по указанию или образцу то, что предлагает взрослый, а придумывать
свои собственные планы, формировать замыслы и реализовать индивидуальное воображение
во всех видах деятельности. Особенность детей данного возраста - интерес и тяга к
красивому, эстетически ценному. И с этим нельзя не считаться педагогу, выбирая
методические,
приѐмы
работы
с
дошкольниками.
У дошкольника продолжает развиваться речь: звуковая сторона, лексика, грамматический
строй. Дети начинают употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы,
прилагательные. К концу дошкольного возраста ребѐнок обладает высоким уровнем
познавательного и личностного развития . Необходимо привить детям вкус к размышлению
и рассуждению, поиску решений. Научить испытывать удовольствие от прилагаемых
интеллектуальных усилий и получаемого в виде решения проблемы интеллектуального
результата. Важно, чтобы ребятам сопутствовал успех.
В качестве резюме отметим самые важные с точки зрения обучения и развития
психологические особенности детей 5-6 лет: ребѐнок может произвольно управлять своим
поведением, а также процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями; в
любом виде деятельности может выйти за пределы сиюминутной ситуации, осознать
временную перспективу, удерживать в сознании одновременно цепочку взаимосвязанных
событий или разные состояния вещества или процесса; ведущее значения приобретает
развитие воображения.
6

6-7 лет
У детей подготовительной к школе группы продолжает развиваться восприятие, однако они
не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается
образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени
еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться
воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в
этом возрасте в сравнении со старшей группой. Продолжает развиваться внимание
дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время
произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У дошкольников продолжает
развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная
речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер
отношений,' формирующихся в этом возрасте. Дети начинают, активно, употреблять
обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. У
дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного
развития.
Основные задачи при работе – развитие звукобуквенного анализа, развитие фонематического
восприятия, подготовка руки к письму – решаются на протяжении всего учебного года.
Предмет изучения – звуки и буквы русского языка по общепринятым группам
(гласные, согласные- звонкие, глухие; согласные- твердые и мягкие). Каждое занятие
начинается с изучения звука: дети учатся выделять из слова, уточняется его произношение,
определяется место звука в слове, одновременно дети знакомятся с графическим
изображением звуков: красный квадрат – гласный, синий – твердый, зеленый – мягкий
согласный звук. Затем детям представляется буква, обозначающая изучаемый звук.
Главное на этом этапе – научить детей не путать понятия звук и буква( звук мы слышим и
произносим, букву видим и пишем). Работа по изучению звука и буквы проводится на
каждом занятии, и к концу года у детей формируется четкое представление о них. Дети
учатся писать печатную букву с использованием образца и ограничения клеткой. Обучение
написанию букв позволяет решать главную задачу – развитие звукобуквенного анализа, а
также способствует развитию графических навыков.
На первом году обучения (5-6 лет) не ставится задача научить детей читать и писать,
основная задача – приобщение детей к материалу, дающему пищу воображению,
затрагивающему не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребенка. Вот
почему им предлагаются веселые стихи, загадки, стихи, игровые упражнения с буквами и
звуками, что делает обучение интересным. Работа предусматривает обучение
звукобуквенному анализу детей 5 –6 лет на материале алфавита, однако
последовательность изучения отличается от школьной (традиционной) она заимствована
у Е. В. Колесниковой для второго года обучения и Жуковой для обучения первого года
обучения. Знакомство со звуками и буквами русского алфавита начинается с гласных А, О,
У, Ы, И, потому что они хорошо слышны в начале слова, в середине и конце; и
7

обозначаются - красными квадратами. Дети первого года обучения далее знакомятся с
согласными: М,С, Х, Р, Ш, Н, так как они хорошо «тянутся- пропеваются» и их легко можно
соединить с гласными в обратных и прямых слогах (а-м-м, м-м-а ). Затем переходят к
чтению коротких слов: мак, оса, сам, сом, муха…и.т.д.
А дети второго года обучения знакомятся с согласными ( Л, М, Н, Р), которые хорошо
слышны как в начале, так и в конце слова (стол, шар). По мере ознакомления с согласными
дети учатся читать слоги с изученными звуками и буквами и знакомятся с условным
обозначением твердых согласных – синий квадрат (мама, мыло). Далее дети переходят к
чтению коротких предложений (МАМА, СОМ. МЫ МАЛЫ.) и знакомятся с графическим
изображением предложения. На занятиях часто используются «файлы», специально
подготовленные задания для автоматизации навыков слияния букв, слогов и слов. А также на
занятии используются дидактические игры: «читайка», «раз словечко, два
словечко», «подбери слово», «закончи слово», «предложения», «слова потерялись» и.т.д.
Работа с разрезной азбукой помогает детям лучше усвоить звуковой анализ слова. В занятия
включены физкультминутки, которые позволяют детям расслабиться, а педагогу
разграничить занятие на структурно-смысловые части.
Все занятия проводятся в доступной игровой форме.
Содержание, игры, упражнения изменяются по мере появления новых материалов в
литературе, новых методик и технологий.
Данная система занятий позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, выделять
особенности слов, сравнивать, находить правильное решение. У детей развивается интерес к
языку, формируется творческое мышление, складывается система знаний о языке.
ДОП состоит из пяти этапов:
I. Добуквенный, звуковой период обучения.
Предшествует знакомству и работе ребенка с буквами. Ребенку показывают, что речь
"строится" из звуков. Взрослый играет с ребенком в звуковые игры, цель которых выделение в словах определенных звуков.
II. Звуковой анализ слов.
Ребенка учат определять отдельные звуки в слове, различать твердую и мягкую пару
согласных, выделять ударный гласный звук. Затем учат выделять все звуки в словах из трех пяти звуков и фиксировать их с помощью фишек (кусочков картона, пуговиц, мозаики).
III. Буквенный период обучения.
Ребенка знакомят с алфавитным обозначением звуков с помощью картинной азбуки, кубиков
или выкладывая изображения букв из палочек, рисуя буквы на снегу или песке, на
запотевшем стекле, отыскивая знакомые буквы в вывесках магазинов и заголовках газет. Все
это помогает сделать обучение ненавязчивым и интересным.
IV. Слоговой период обучения.
На первых порах обучения ребенка слог является основной единицей чтения. Ребенка учат
читать слоги протяжно, как бы "пропевая" их. Это поможет ребенку избежать "рубленого"
слога, который замедляет переход от слогового чтения к чтению словами.
V. Слияние слогов в слова
В первую очередь, на этом этапе следует рекомендовать работу со столбиками слов,
имеющих одинаковое начало или конец. Это упражнение очень хорошо автоматизирует
навык чтения и облегчает сам процесс прочитывания, т.к. относительно новыми для детей в
прочитываемых словах всякий раз оказываются несколько букв, а не все слово целиком.
и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
8

Принципы, лежащие в основе программы:










Принцип индивидуализации и дифференциации обучения,развитие
творческого
потенциала всех детей и индивидуальных возможностей каждого.
Принцип системности и последовательности, обеспечивающий взаимосвязь и
взаимообусловленность всех компонентов программы (от простого к сложному).
Поэтапное, дозированное, дифференцированное усложнение задач и упражнений.
принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов
и понятий способствует формированию более полных и четких образов и
представлений в сознании дошкольников;
Принцип сочетание игровых и учебных видов деятельности. Постепенный переход от
игры к учебно-познавательной деятельности.
Принцип доступности и посильности: реализуется в делении изучаемого материала
на этапы и в преподнесении его детям последовательными блоками и частями,
соответственно возрастным особенностям и развитию речи;
Принцип личностно-ориентированного общения – приоритетные формы общения
педагога с детьми – партнерство ,соучастие и взаимодействие;

Принципы построения программы:
- От простого к сложному.
- Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
- Научность.
- Доступность.
- Системность знаний.
1.4 Планируемые результаты освоения ДОП
В результате освоения данной программы предполагается, что у детей будут
сформированы следующие основные навыки и умения к концу первого года обучения:
- выделять звук среди других звуков
-выделять первый и последний звук в слоге, слове.
- подбирать слова на заданный звук.
- определять позиции звука в слове.
- анализировать односложные слова
- дифференцировать твѐрдые и мягкие согласные
- выделять гласные звуки в слове
- рисовать прямые вертикальные и горизонтальные линии, округлые линии,
штриховать несложные предметы
к концу второго года обучения:
1.Выделение звука.
- выделять звуки в начале, в середине, в конце слова.
- придумывать слова с заданным звуком в начале, в середине, в конце слова.
- звуковой анализ двусложных и трехсложных слов.
- подбирать слова к звуковым схемам
2. Деление слов на части (слоги).
- делить двухсложных слова, например: ка-ша, ши-на; трехсложных слов на слоги,
например: ма-ши-на.
- делить слова на слоги с Ь – знаком, например: мед-ведь.
9

- делить слова на слоги, где гласный является одной из частей слова, например: о-гу-рец, улит-ка.
3. Постановка ударения в словах.
- произносить слово, выделяя «ударный слог» голосом звать слово.
- уметь находить ударный слог в словах.
- составлять слова из слогов.
4.Знакомство с буквой.
- обследовать и печатать буквы.
- анализ и синтез слогов, слов.
2 раздел. Комплекс организационно – педагогических условий
2.1 Условия реализации ДОП
• Кабинет, соответствующий СанПиН с индивидуальными рабочими местами для
воспитанников и отдельным рабочим столом для педагога. Помещение просторное, светлое,
с естественным доступом воздуха, легко проветриваемое, с достаточным дневным и
вечерним освещением. Учебный кабинет оборудован мебелью, необходимыми
инструментами и приспособлениями.
• Формирование группы и наличие расписания занятий в соответствии с
требованиями СанПиН и программой.
• Пространственно-предметная среда (стенды, наглядные пособия, плакаты,
дидактические материалы).
Кадровое обеспечение:
1.Руководитель кружка «Грамотейка» - старший воспитатель.
Образование – высшее педагогическое. Закончила КГУ им. К.Э. Циолковского.
Сведения о повышении квалификации: Прошла курсовую подготовку в КГИРО в 2020
году.
2.Контролирует организацию дополнительного образования и оказывает методическую
помощь – заведующий, второй старший воспитатель.
Образование – высшее педагогическое. Закончила КГПИ им. К.Э. Циолковского.
по специальности «Дошкольное образование»
Сведения о повышении квалификации: прошла курсовую подготовку в КГИРО в 2021 году.
2.2.
Формы
педагогической
диагностики
(мониторинга)
Педагогическая диагностика усвоения ребенком программных требований, предъявляемых
детям в каждой возрастной группе поводится два раза в год: в сентябре и мае. Основная
задача диагностики заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком
программы дополнительного образования по обучению грамоте «Грамотейка».
Используются следующие методы: беседа, игра, игровые ситуации.
Оценка дается по трехбальной системе.
Высокий уровень «В»-3б. – все компоненты сформированы,
Средний уровень «С» -2б.- – компоненты не достаточно сформированы,
Низкий уровень «Н»-1б.- компоненты не сформированы.
Критерии качества освоения ребенком программы (1год обучения):
- выделяет звук среди других звуков
-выделяет первый и последний звук в слоге, слове.
- подбирает слова на заданный звук.
- определяет позиции звука в слове.
- анализирует односложные слова
- дифференцирует твѐрдые и мягкие согласные
- выделяет гласные звуки в слове
10

Критерии качества освоения ребенком ДОП (2год обучения):
1.Выделение звука.
- выделяет звуки в начале, в середине, в конце слова.
- придумывает слова с заданным звуком в начале, в середине, в конце слова.
- проводит звуковой анализ двусложных и трехсложных слов.
- подбирает слова к звуковым схемам
2. Деление слов на части (слоги).
- делит двухсложных слова, например: ка-ша, ши-на; трехсложных слов на слоги, например:
ма-ши-на.
- делит слова на слоги с Ь – знаком, например: мед-ведь.
- делит слова на слоги, где гласный является одной из частей слова, например: о-гу-рец, улит-ка.
3. Постановка ударения в словах.
- произносит слово, выделяя «ударный слог» голосом звать слово.
- умеет находить ударный слог в словах.
- составляет слова из слогов.
4.Знакомство с буквой.
- обследует и печатает буквы.
- проводит анализ и синтез слогов, слов.
2.3 Методические материалы
Для реализации Программы используются следующие материалы:
• Тематический план;
• Ресурсы информационных сетей по методике проведения занятий;
• Картотека игровых заданий
• Методическая литература для педагогов по организации кружковой деятельности.
• Пространственно-предметная среда (стенды, наглядные пособия, плакаты, дидактические
материалы).
• Дидактический материал (раздаточный материал по темам занятий программы, наглядный
материал, мультимедийные презентации); Для развития детей, повышения уровня и качества
знаний у детей, используются разнообразные технические средства:


Ноутбук;



Музыкальный центр;



Фотоаппарат,



Видеокамера;



Экран.

Аудио, видео и фотоматериалы,
2.4 Сотрудничество с семьями воспитанников
В современных условиях образовательные учреждения регулярно и неформально
взаимодействуют с семьями воспитанников, то есть имеет возможность оказывать на неѐ
определѐнное воздействие и влияние. В основу современной деятельности семьи и
учреждений
заложены
следующие
принципы:
11

единый
подход
к
процессу
воспитания
открытость
учреждения
для
взаимное
доверие
во
взаимоотношениях
педагогов
и
уважение
и
доброжелательность
друг
к
дифференцированный
подход
к
каждой
- равная ответственность родителей и педагогов.

ребѐнка;
родителей;
родителей;
другу;
семье;

Основные направления взаимодействия с родителями.
Информирование о современных тенденциях в образовании, об образовательных
технологиях, о программе, которую реализует образовательная программа «Грамотейка
(обучение чтению)»
Построение детско-родительских отношений в процессе подготовки родителей к роли
родителей первоклассников. Основная функция родителей - эмоциональная поддержка,
предоставление детям максимально возможной самостоятельности в организации своих
действий по выполнению заданий.
Организация консультационной помощи родителям в построении отношений с ребенком,
поддержки ребенка в трудных для него ситуациях, активном поощрении каждого его
достижения. Учить родителей отзываться на желание детей согласовывать свое мнение.
Воспитывать желание участвовать в будущем своего ребѐнка.
Основные методы, используемые при реализации ДОП:
- наглядные - рассматривание картин, наблюдение;
- практические -фонематические упражнения, игровой метод, моделирование, рисование;
- словесные –использование стихов, загадок, потешек, беседа, рассказы детей, воспитателя,
чтение худ. литературы.
- методы стимулирования - одобрение, поощрение, похвала, соревнование;
3.Список литературы
1.Колесникова, Е. В. «От звука к букве» М. : Просвещение, 2008. ;
2. Колесникова, Е. В. Методическое пособие « Развитие звуко-буквенного анализа у детей
5-6 лет»М: «Ювента», 2009;
3.Тумакова, Г. А. Учите играя / Г. А. Тумакова, А. И Максакова. – М. : Просвещение,
200;.
4.Фалькович, Т. А., Л. П. Барылкина «Развитие речи, подготовка к освоению письма» М.
: Просвещение, 2007;
5.Шумаева, Д. Г. Как хорошо уметь читать / Д. К. Шумаева. - С.П., 2008;
6. В.Г. Горецкий, Н.А.Федосова «Методическое пособие по обучению грамоте и
письму», Москва «Просвещение» 1996 год;
7. Д.Г. Шумаева – Обучение дошкольников чтению. Программа – конспект «Как хорошо
уметь читать!..», Санкт-Петербург. Издательство «АКЦИДЕНТ», 1997 год.
8. Т.М. Бондаренко «Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада».
Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж 2007 год.
9. Журова Л.Е., Воронцова Н.С. «Обучение дошкольников грамоте», М., 2001.
4. Приложения
Приложение №1
12

к

дополнительной

общеобразовательной

программе

социально-педагогической

направленности «Грамотейка»
Календарный учебный график образовательного процесса.
Начало
учебных
занятий
предпочтительно
с
1
сентября
Окончание занятий - по мере освоения полного курса программы (не позже мая месяца)
Комплектование
групп
по
Продолжительность
учебной
недели
Количество
часов
в
Режим
работы
Продолжительность занятий – 25- 30 мин.

мере
наполняемости
групп
пятидневная
учебная
неделя
неделю
-1
занятие
вторник
с
16.00-16.30

Приложение №2
к

дополнительной

общеобразовательной

программе

социально-педагогической

направленности «Грамотейка»
Примерный алгоритм проведения учебного занятия.
1.Подготовительный этап:
- организационный: создание психологического настроя на деятельность, активация
внимания.
- проверочный: проверка имеющихся знаний и умений для нового материала;
2. Основной этап:
- подготовка к новому содержанию и обеспечение мотивации обучения и принятия цели
занятия, постановка познавательных задач, мотивация учебной деятельности;
- усвоение новых знаний, умений, формирование навыков и способов действий, выполнение
практических заданий;
-обобщение и систематизация знаний;
3. Итоговый этап:
- подведение итогов занятия, формирование выводов, поощрение обучающихся за работу на
занятии, анализ и оценка достижения цели, самооценка детьми своей работы и определение
перспективы на следующие занятие;
- рефлексивный.
Приложение №3
к

дополнительной

общеобразовательной

программе

социально-педагогической

направленности «Грамотейка»
Педагогическое обследование детей (диагностика)
13

для проверки результативности проводится диагностика, результаты которой позволяют
определить степень усвоения ребенком программных требований, предъявляемых детям в
каждой возрастной группе.
Используются следующие методы: беседа, игра, игровые ситуации.
Оценка дается по трехбальной системе.
Уровень развития ниже среднего – 1 балл – компоненты не сформированы
Средний уровень развития - 2 балла – компоненты не достаточно сформированы
Уровень развития выше среднего – 3 балла – все компоненты сформированы
1-ый год обучения
Фамилия,
имя
ребенка

Выдел
яет
звук
среди
други
х
звуков

Выделяет
первый и
последни
й звук в
слоге,
слове

Подбира
ет слова
на
заданны
й звук

Определ
яет
позиции
звука в
слове

Анализир Выделять
ует
гласные
однослож
в
ные слова звуки
слове

Диффере
нцирует
твѐрдые и
мягкие
согласны
е

1.
2.
3.

2-ой год обучения
Выделение звука
Фамилия,
имя ребенка
1

2

3

4

Деление
Постановка
Знакомство Общее
слогов
на ударения
в с буквой
кол-во
части
словах
баллов
1 2
3
1
2
3
1
2

1.
2.
3.

Приложение № 4
к

дополнительной

общеобразовательной

программе

социально-

педагогической

направленности «Грамотейка»
Календарно - тематический план работы
СЕНТЯБРЬ
Старшая группа
14

Общ
ее
колво
балл
ов

1 неделя
Тема: «Слово»
Задача: Познакомить детей с понятиями: СЛОВО, учить выделять из речи слова, учить
составлять предложения с заданным словом, воспитывать умение слушать речь других
детей.
2 неделя
Понятие «звук»
-Познакомить с понятием «звук» - «буква», дать знания о том, чем они отличаются.
-Учить различать речевые звуки от не речевых.
- Звуки бывают гласные и согласные, твердые и мягкие, глухие и звонкие.
3 неделя
Звук [А]
-Познакомить с новым звуком [А].
-Учить выделять звук из ряда гласных звуков, закрепить навыки четкого произношения
звука [А].
- Знакомство с буквой.
-Учить определять место данного звука в словах.
-Выделение начального ударного и безударного гласного звука «А».
-Развитие внимания и памяти (работа с прописью).
-Знакомство с условным обозначением гласных (красный квадрат).
4 неделя
Звук [О]
-Познакомить с новым звуком [О]. - Знакомство с буквой.
-Закреплять умение выделять звук из ряда гласных звуков,
-выделять начальный ударный гласный,
-закрепить навыки четкого произношения звука [О],
-учить определять место данного звука в словах.
-Формировать навыки анализа и синтеза слогов типа: ОП, АОЭ, ИОУ, ОУА.
-Знакомство с условным обозначением гласных (красный квадрат).
ОКТЯБРЬ
1 неделя
Звук [У]
-Познакомить с новым звуком [У].
- Знакомство с буквой.
- Учить выделять звук из ряда гласных звуков,
-выделять начальный ударный гласный,
- учить определять место данного звука в словах (начало, середина, конец слова).
-Развивать внимание и память.
-Знакомство с условным обозначением гласных (красный квадрат).
2 неделя
Звук [И]
-Познакомить с новым звуком [И].
- Знакомство с буквой.
-Закреплять умение выделять звук из ряда гласных звуков,
-выделять начальный ударный гласный,
-учить определять место данного звука в словах.
- Формировать навыки анализа и синтеза слогов типа: АИ, ОА, АИО, ИУ, АУИ.
-Знакомство с условным обозначением гласных (красный квадрат).
3 неделя
Звук [Ы]
-Познакомить с новым звуком [Ы]. - Знакомство с буквой.
15

-Учить различать окончания существительных в единственном и множественном числе,
выделять последний гласный звук в словах.
-Учить делить слова на слоги.
-Звуковой анализ слов МЫ, ОСЫ, СОМЫ.
4 неделя
Звук [Н], [НЬ]
-Познакомить с новым звуком [Н], [НЬ] в слогах, в словах, фразах, знакомство с
Буквой;
-закреплять умение выделять звуки в начале, середине и в конце слова.
-Закреплять умение дифференцировать мягкие и твердые согласные.
-Звуко – слоговой анализ слогов и слов.
-Закреплять умение делить слова на слоги.
-Развивать память, внимание, мышление.
НОЯБРЬ
1 неделя
Звук [С], [СЬ]
-Знакомство со звуком [С], [СЬ].
- Учит дифференцировать звонкие и глухие согласные.
-закреплять умение выделять звук [С], [СЬ] в начале, середине и в конце слова.
-Учить делить слова на слоги.
-Звуко – слоговой анализ слов: ОСА, ЛОСИ.
2 неделя
Звук [К], [КЬ]
-Знакомство со звуком [К], [КЬ].
-Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения.
-Определение места звука в слове.
-Звуковой анализ слова КОТ.
-Четкое произнесение звука К, знакомство с буквой.
-Звуковой анализ, составление схем слогов.
-Работа с разрезной азбукой, составление слов: мак, рак, лук
3 неделя
Звук [Т], [ТЬ]
-Знакомство со звуком [Т], [ТЬ]. Закрепить навыки четкого произношения звуков [Т], [ТЬ] в
слогах, словах, фразах.
-Знакомство с буквой.
-Звуковой анализ, составление схем слогов.
-Деление слов на слоги.
-Закреплять умение определять место данного звука в словах.
-Закрепить умение давать характеристику звуку.
-Формировать навыки анализа и синтеза слогов типа: АТ, ИТ, УТ, ОТ, ТУ, ТО, ТИ, ТА.
4 неделя
Звук [Л], [ЛЬ]
-Знакомство со звуком [Л], [ЛЬ].
развивать фонематический слух; определение позиции звука в словах.
-Закреплять умение выделять звуки в начале, середине и в конце слова.
-Деление слов на слоги.
-Звуко – слоговой анализ слогов и слов.
-Закреплять умение дифференцировать мягкие и твердые согласные.
- Повторить понятие «гласные и согласные звуки», их отличительный характер.
- Обозначение звука определѐнным цветом.
16

ДЕКАБРЬ
1 неделя
Звук [Р], [РЬ]
-Знакомство со звуком [Р], [РЬ].
закреплять умение выделять звуки в начале, середине и в конце слова.
-Закреплять умение дифференцировать мягкие и твердые согласные.
-Деление слов на слоги.
-Звуко – слоговой анализ слогов и слов.
-Развивать память, внимание, мышление.
2 неделя
Звук [В], [ВЬ]
-Знакомство со звуком [В], [ВЬ].
-закреплять умение выделять звуки в начале, середине и в конце слова.
-Закреплять умение дифференцировать мягкие и твердые согласные.
-Звуко – слоговой анализ слогов и слов.
-Звуковой анализ, составление схем слогов и слов.
3 неделя
Звук [Е]
-Знакомство со звуком [Е].
-Познакомить с гласным и его обозначением цветом.
-Составление предложений.
-Выделение звука из слова, деление слов на слоги.
-Составление слов с данным звуком.
-Работа со схемой к словам: Ель, ЕЛА.
4 неделя
Звук [П], [ПЬ]
Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков [П], [ПЬ]. Учить давать
характеристику согласному звуку. Развивать фонематический слух; формировать навыки
анализа и синтеза слогов, типа: АП, ИП, УП; развивать память, внимание.
ЯНВАРЬ
1 неделя
Звук [М], [МЬ]
-Знакомство со звуком [М], [МЬ].
-Знакомство с понятием «звонкий» звук.
-Определение места звука в слове.
-Формирование анализа и синтеза обратных слогов.
- Познакомить со звуко – слоговой схемой слова.
- Звуковой анализ слова МАМА.
2 неделя
Звук [З], [ЗЬ]
-Четкое произнесение звука «З», знакомство с буквой.
-Звуковой анализ, составление схем слогов и слов.
-Составление схем предложений.
-Подбор картин на заданные звуки.
3 неделя
Звук [Б], [БЬ]
-Знакомство со звуком
-Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Б], [БЬ] в слогах, в
словах, фразах;
17

-развивать фонематический слух;
-закреплять умение выделять звуки в начале, середине и в конце слова.
-Звуко – слоговой анализ слогов и слов.
4 неделя
Звук [Д], [ДЬ]
-Знакомство со звуком [Д], [ДЬ].
-Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Д], [ДЬ] в слогах, в
словах, фразах;
- закреплять умение выделять звуки в начале, середине и в конце слова.
-Деление слов на слоги.
-Звуко – слоговой анализ слогов и слов.
ФЕВРАЛЬ
1 неделя
Звук [Я]
-Познакомить с гласным звуком «Я» и его обозначением.
-Учить писать печатную букву Я.
-Упражнять в чтении парных слогов МА-МЯ, ЛА-ЛЯ, НА-НЯ…….
-Знакомство с условным обозначением мягкого согласного– СИНИЙ КВАДРАТ.
2 неделя
Звук [Г], [ГЬ
-Знакомство со звуком [Г], [ГЬ].
-Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Г], [ГЬ] в слогах, в
словах, фразах
- закреплять умение выделять звуки в начале, середине и в конце слова.
- Закреплять умение дифференцировать мягкие и твердые согласные.
-Деление слов на слоги.
-Звуко – слоговой анализ слогов и слов.
-Составление схем предложений.
-Подбор картинок на заданные звуки.
3 неделя
Звук [Ч]
-Знакомство со звуком [Ч].
-закреплять умение выделять звуки в начале, середине и в конце слова.
-Обратить внимание на то, что звук «Ч» всегда мягкий.
-Уточнить условные обозначения слов в схеме предложения (слово – предмет - , слово действие).
- Деление слов на слоги.
-Звуко – слоговой анализ слогов и слов.
4 неделя
Звук [Ш]
-Знакомство со звуком [Ш]; знакомство с буквой.
-Подбор картинок на изучаемый звук.
-Деление слов на слоги.
-Звуко – слоговой анализ слогов и слов.
-Воспроизведение слоговых рядов и схем типа АШ-ОШ-УШ-ША-ШО-ШУ.
-Работа на закрепление букв, слогов.
-Чтение коротких предложений (На, Ро-ма, шар.)
МАРТ
1 неделя
18

Звук [Ж]
-Знакомство со звуком [Ж].
-закреплять умение выделять звуки в начале, середине и в конце слова.
-Обратить внимание на то, что звук [Ж] – всегда твердый.
-Деление слов на слоги.
-Звуко – слоговой анализ слогов и слов.
-Познакомить со словами, обозначающими предмет, действия, признаки.
2 неделя
Звук [Й]
-Знакомство со звуком [Й].
-Закрепить навыки правильного произношения звуков [Й] в слогах, в словах, фразах;
-учить определять позицию звука в словах.
3 неделя
Звук [Х]
-Знакомство со звуком [Х], [ХЬ].
- учить выделять звук [Х] в начале, середине и в конце слова.
4 неделя
Звук [Ю]
-Знакомство со звуком [Ю].
-Познакомить с гласным и его обозначением.
-Учить писать печатную букву Ю.
-Упражнять в чтении парных слогов МУ-МЮ, ЛУ-ЛЮ, НУ-НЮ…….
-Продолжать знакомить с условным обозначением мягкого согласного– СИНИЙ КВАДРАТ.
АПРЕЛЬ
1 неделя
Звук [Ц]
-Знакомство со звуком [Ц].
-закреплять умение выделять звуки в начале, середине и в конце слова.
-Обратить внимание на то, что звук «Ц» – всегда твердый.
-Деление слов на слоги.
- Работа со схемой предложения.
-Звуко – слоговой анализ слогов и слов.
- Развивать память, внимание, мышление.
2 неделя
Звук [Э]
-Знакомство со звуком [Э].
-Закреплять умение выделять звук из ряда гласных звуков, выделять начальный ударный
гласный, закрепить навыки четкого произношения звука [Э],
- Учить определять место данного звука в словах.
- Формировать навыки анализа и синтеза слогов.
3 неделя
Звук [Щ]
-Знакомство со звуком [Щ].
-закреплять умение выделять звуки в начале, середине и в конце слова.
-Обратить внимание на то, что звук Щ - всегда мягкий.
-Деление слов на слоги.
-Звуко – слоговой анализ слогов и слов.
-Работа с предложением и схемами к словам и предложениям.
4 неделя
19

Звук [Ф], [ФЬ]
-Знакомство со звуком [Ф], [ФЬ].
- Закреплять умение выделять звуки в начале, середине и в конце слова.
-Закреплять умение дифференцировать мягкие и твердые согласные.
-Деление слов на слоги.
-Познакомить со схемой предложения.
-Звуко – слоговой анализ слогов и слов.
МАЙ
1 неделя
Звук [Ё]
-Знакомство с гласным звуком [Ё] и его обозначением.
Учить писать печатную букву Ё.
Упражнять в чтении парных слогов СО - СЁ…….
Мягкие согласные.
2 неделя
Звук и буква
Способствовать развитию звуко-буквенного анализа.
Познакомить с буквой и условным обозначением.
Читать слоги : ( 10 гласных).
Учить записывать предложение условными обозначениями.
3 неделя
Повторение пройденного
-Формировать умения дифференцировать эти звуки, выделять первый и последний звук в
слове;
-Развивать фонематический слух, звуковой анализ и синтез слогов;
- Развивать память, внимание, мышление.
4 неделя
Итоговое занятие
-Составление схем предложений, звуко-слоговой анализ слов.
-Подбор слов к схемам.
-Составление предложений в соответствии с схемой.
- Разгадывание ребусов.
Подготовительная группа
Неделя
Месяц
Сентябрь
1 неделя
Тема: «Слово»
Задача:- Познакомить детей с понятиями: СЛОВО, учить выделять из речи слова, учить
составлять предложения с заданным словом, воспитывать умение слушать речь других
детей.
2 неделя
«Предложение»

20

-Познакомить детей с понятием: предложение; учить составлять предложения с заданным
словом, воспитывать умение слушать речь других детей.
3 неделя
«Слог – ударные слоги»
-Дать понятие СЛОГ – это часть слова. Развивать интерес и внимание к слову.
-Обучать детей звуковому анализу.
-Учить детей различать звуки по месту образования (чем произносим?)
- Познакомить с ударением (слоги бывают ударные)
4 неделя
«Звук - буква»
-Учить различать речевые звуки от неречевых.
-Познакомить с понятием «звук» - «буква», дать знания о том, чем они отличаются.
- Учить произносить короткие слова по звукам - «загадывать» слово.
-Познакомить с понятием «гласные звуки» «согласный звук», «твердый, мягкий согласный
звук», «звонкий – глухой».
-Учить выделять гласные из ряда звуков.
ОКТЯБРЬ
1 неделя
Звук и буква «А»
-Учить давать характеристику звуку с опорой на модель артикуляции.
-Знакомство с буквой «А», учить находить данную букву среди других.
-Учить соотносить звук и букву, помочь усвоить понятие гласный звук, сопоставлять
букву и еѐ графический образ.
-Печатание буквы в тетради.
-Обозначение гласного звука (красный квадрат).
2 неделя
Звук и буква «О»
-Знакомство с буквой «О», учить находить данную букву среди других.
- Развивать фонематический анализ и синтез, мелкую моторику пальцев.
-Выкладывание буквы нитками на бархатной бумаге.
-Печатание буквы в тетради.
-Обозначение гласного звука (красный квадрат).
-Упражнять в чтении буквенных сочетаний: ОА, АО.
-Сопоставлять букву и еѐ графический образ.
3 неделя
Звук и буква «И»
-Закреплять умение давать характеристику звуку ( выделять звук из ряда гласных
звуков, выделять начальный ударный гласный).
-Знакомство с буквой «И», учить находить данную букву среди других.
-Учить соотносить звук и букву, помочь усвоить понятие гласный звук.
-Обозначение гласного звука (красный квадрат).
- Формировать навыки анализа и синтеза слогов типа: АИ, ИУ, АУИ.
-Совершенствовать навыки деления слов на слоги.
4 неделя
Звук и буква «Ы»
-Закрепить навыки четкого произношения звуков «Ы», в слогах, в словах, фразах;
-Учить выделять звук «Ы» в словах, продолжать учить детей делить слова на слоги.
-Совершенствовать навыки звукового анализа, развивать слуховое внимание.
-Учить различать окончания существительных в единственном и множественном числе,
выделять последний гласный звук в словах.
21

- Упражнять в чтении буквенных сочетаний: АЫ, ОЫ, ЫО, ЫА, АОЫ, ИАЫ, АОЫ, ЫАО.
-Обозначение гласного звука (красный квадрат).
НОЯБРЬ
1 неделя
Звук и буква «У»
-Учить давать характеристику звуку. Знакомство с буквой «У», учить находить данную
букву среди других. -Учить определять место данного звука в словах (начало, середина,
конец слова).
-Развивать навыки звукового анализа слов.
-Обозначение гласного звука (красный квадрат).
-Читать ряд гласных УА, АУ, УО, ИО, ЫО, ОА, ОУ, ОИ, ОЫ.
2 неделя
Звук [Н], [НЬ] и буква «Н»
-Знакомство с буквой «Н», учить находить данную букву среди других.
-Учить соотносить звук и букву.
-Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Н], [НЬ] в слогах, в
словах, фразах; развивать фонематический слух; закреплять умение выделять звуки в
начале, середине и в конце слова.
-Закреплять умение дифференцировать мягкие и твердые согласные и его условным
обозначением - синий квадрат.
-Звуко – слоговой анализ слогов и слов. Закреплять умение делить слова на слоги.
- Развивать навык чтение слогов: НА, НО, НЫ, НУ, НИ и обратно.
3 неделя
Звук [С], [СЬ] и буква «С»
-Учить детей находить в словах слог с заданным звуком и его условным обозначением синий квадрат.
-Помочь запомнить новую букву «С».
-Продолжать учить детей делить слова на слоги, образовывать новые слова с одним и тем
же слогом.
-Учить составлять предложения.
- Развивать навык чтение слогов: СА, СО, СЫ, СУ, СИ, и обратно.
- Звуко – слоговой анализ слов: ОСА, ЛОСИ, СОСНА.
- Закрепить знания о том, что звуки [С], [СЬ] на письме обозначаются одной буквой.
-Закрепить понятие «предложение».
-Познакомить со звуко – слоговой схемой слова.
4 неделя
Звук [К], [КЬ] и буква «К»
-Знакомство с буквой «К» учить находить данную букву среди других.
-Чтение прямых и обратных слогов – КА, КУ, КИ, КЫ.
-Закрепить навыки произношения и различения этих звуков в слогах, словах.
-Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения.
-Характеристика звука и его условным обозначением - синий квадрат.
- Учить детей различать твердые и мягкие согласные звуки.
-Звуковой анализ слова МАК.
- Знакомство с заглавной буквой.
ДЕКАБРЬ
1 неделя
22

Звук [Т], [ТЬ] и буква «Т»
-Знакомство с буквой «Т», учить находить данную букву среди других.
-Закрепить навыки четкого произношения звуков [Т], [ТЬ] в слогах, словах, фразах.
-Закрепить умение давать характеристику звуку.
-Формировать навыки анализа и синтеза слогов типа: АТ, ИТ, УТ,ЭТ, ОТ, ТУ, ТО, ТИ, ТА.
- Печатание буквы в тетради. Чтение слогов.
- Учить соотносить схему слова с картинкой.
2 неделя
Звук [Л], [ЛЬ] и буква «Л»
-Учить детей различать звуки [Л],[ЛЬ].
-Познакомить с новой буквой «Л», читать слова и слоги с новой буквой.
-Учить изменять слово путем замены одного звука на другой.
-Повторить понятие «ударный слог».
-Печатание букв, слогов и слов в тетради.
-Чтение прямых, обратных слогов, слов: ЛАК, ЛУК, ЛУНА.
определение позиции звука в словах.
-Деление слов на слоги- ЛЕС, ЛИПА, ЛУК, ЛУНА.
-Звуко – слоговой анализ слогов и слов.
3 неделя
Звук [Р], [РЬ] и буква «Р»
-Закрепить произношение звуков [Р], [РЬ] в словах и фразах.
-Дифференцировать звуки по твердости – мягкости.
-Познакомить со звуком Р и его условным
обозначением – синий квадрат.
- Учить соотносить схему слова с картинкой.
-Знакомить с букой, чтение слогов.
-Учить соотносить схему слова с картинкой.
-Совершенствовать навыки чтения слогов, слов.
-Чтение отдельных слов и коротких предложений.
-Закрепить умение давать характеристику звуку.
4 неделя
Звук [В], [ВЬ] и буква «В»
-Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [В], [ВЬ] в слогах, в
словах.
-Знакомство с буквой «В», учить находить данную букву среди других.
-Закреплять умение выделять звуки в слове.
-Закреплять умение дифференцировать мягкие и твердые согласные.
-Звуко – слоговой анализ слогов и слов.
-Печатание букв, слогов и слов в тетради.
-Чтение прямых, обратных слогов, слов: ВАЗА, СЛАВА, ВОРОНА.
- Закреплять ударный слог.
ЯНВАРЬ
1 неделя
Буква «Е»
-Знакомство с буквой «Е», учить находить данную букву среди других.
- Закрепить деление слов на слоги.
-Правило написания заглавных букв в именах нарицательных.
-Печатание букв, слогов и слов в тетради.
-Чтение прямых, обратных слогов, слов: ЕЛЬ, ЛЕТО, ЛЕНА.
- Обозначение гласного звука (красный квадрат).
23

2 неделя
Звук [П], [ПЬ] и буква «П»
-Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков [П], [ПЬ].
-Учить давать характеристику согласному звуку.
-Знакомство с буквой П, учить находить данную букву среди других. -Объяснить, что
звуки [П], [ПЬ] на письме обозначаются одной буквой П. -Выкладывание буквы из
палочек.
-Печатание буквы.
-Формировать навык звукового синтеза, умение добавлять звук в слово.
-Повторить понятие «заглавная буква».
3 неделя
Звук [М], [МЬ] и буква «М»
-Закрепить навыки произношения и различения звуков [М] - [МЬ] в слогах, словах,
фразах;
- Знакомство с буквой «М».
-Печатание буквы, слогов и слов в тетради.
-Чтение прямых, обратных слогов, слов: МАМА, МАК, ТОК, КОТ.
-Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения.
-Характеристика звука.
-Знакомство с понятием «звонкий» звук.
- Познакомить со звуко – слоговой схемой слова.
-Звуковой анализ слова МАМА.
-Учить соотносить схему слова с картинкой.
4 неделя
Звук [З], [ЗЬ] и буква «З»
-Закрепить навыки четкого и правильного произношения звуков [З], [ЗЬ], в слогах, в
словах, упражнять в дифференциации данных звуков.
-Учить выделять звук [З] в начале, середине и в конце слова.
-Знакомство с буквой «З».
-Упражнять в звуко-слоговом анализе слов.
-Закреплять умение давать характеристику звуку.
-Чтение прямых, обратных слогов, слов: КОЗА, ЗИМА, ВАЗА, ЗИНА.
-Повторить понятие «Предложение».
ФЕВРАЛЬ
1 неделя
Звук [Б], [БЬ] и буква «Б»
-Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Б], [БЬ] в слогах, в
словах.
-Знакомство с буквой «Б».
-Чтение прямых, обратных слогов, слов: БАК, БОК, БЫК.
-Обозначение звука определѐнным цветом.
-Деление слов на слоги.
- Составление схем предложений.
-Закреплять умение дифференцировать мягкие и твердые согласные.
- Звуко – слоговой анализ слогов и слов.
2 неделя
Звук [Д], [ДЬ] и буква «Д»
-Знакомство с буквой «Д» и еѐ обозначением.
-Учить находить данную букву среди других.
-Печатание букв, слогов и слов в тетради.
-Чтение прямых, обратных слогов, слов: ДОМ, ДЫМ, ДАМ, САД.
-Способствовать развитию звуко-буквенного анализа.
24

- Учить детей составлять сложные предложения с заданным словом.
- Продолжать учить детей составлять схемы предложений и отдельных слов.
- Учить соотносить схему слова с картинкой.
3 неделя
Буква «Я»
-Познакомить с буквой «Я», учить находить данную букву среди других. -Печатание и
чтение слов.
-Познакомить с гласным и его обозначением.
-Учить писать печатную букву Я.
-Упражнять в чтении парных слогов МА-МЯ, ЛА-ЛЯ, НА-НЯ…….
-Знакомство с условным обозначением мягкого согласного – СИНИЙ КВАДРАТ.
- Делить слова на слоги.
- Давать слого-звуковую характеристику.
- Составление схем к словам где присутствует данный звук.
-Повторить понятие «ударный слог».
4 неделя
Звук [Г], [ГЬ] и буква «Г»
-Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Г], [ГЬ] в слогах, в
словах.
-Знакомство с буквой Г, учить находить данную букву среди других.
-Закреплять умение дифференцировать мягкие и твердые согласные.
- Деление слов на слоги.
- Звуко – слоговой анализ слогов и слов.
-Печатание букв, слогов и слов в тетради.
-Чтение прямых, обратных слогов, слов: ГОД, ГНОМ, ГУБЫ.
МАРТ
1 неделя
Звук [Ч], [ЧЬ] и буква «Ч»
-Учить детей составлять сложные предложения с заданным словом.
-Совершенствовать навыки чтения слов из знакомых букв, продолжать учить детей делить
слова на слоги.
2 неделя
Звук [Ш], [ШЬ] и буква«Ш»
-Закрепить произношение звука Ш, развивать умение делить слова на слоги;
-помочь детям запомнить новую букву.
-Развивать фонематический слух;
-закреплять умение выделять звуки в начале, середине и в конце слова.
-Обратить внимание на то, что звук [Ш] всегда твердый.
-Деление слов на слоги.
-Звуко – слоговой анализ слогов и слов.
-Печатание букв, слогов и слов в тетради.
-Чтение прямых, обратных слогов, слов: УШИ, МЫШИ, ШИНА, МАШИНА.
3 неделя
Звук [Ж],
Буква «Ж»
-Закрепить навыки различения и правильного произношения звука [Ж] в слогах, в словах.
-Обратить внимание на то, что звук [Ж] – всегда твердый.
-Знакомство с буквой «Ж», учить находить данную букву среди других. -Познакомить с
правилом правописания ЖИ.
-Печатание букв, слогов и слов в тетради.
-Чтение прямых, обратных слогов, слов: ЖУК, ЖАБА, ЖАЛО, УЖИ, НОЖИ.
25

-Деление слов на слоги. Звуко – слоговой анализ слогов и слов.
- Продолжать обозначать звук – согласный (синий квадрат)
-Учить отгадывать простые ребусы.
4 неделя
Звук [Ё] и
буква «Ё»
Знакомство с буквой «Ё», учить находить данную букву среди других. Печатание букв,
слогов, слов и предложений в тетради. Чтение прямых, обратных слогов, слов: ЁЖ, ЁЛКА.
-Деление слов на слоги. Звуко – слоговой анализ слогов и слов.
- Закреплять ударный слог.
-Чтение отдельных слов и коротких предложений.
-Составление предложений со славами в которых имеются знакомые звуки.
АПРЕЛЬ
1 неделя
Звук [Й],
буква «Й»
-Знакомство со звуками [Й], как со звонким и мягким согласным.
-Знакомство с буквой «Й».
-Печатание букв, слогов и слов в тетради.
-Чтение прямых, обратных слогов, слов.
-Закрепить навыки правильного произношения звуков [Й] в слогах, в словах; развивать
фонематический слух; учить определять позицию звука в словах.
2 неделя
Звук [Х], [ХЬ] и буква «Х»
-Учить детей находить звуки Х и Хь в словах, определять место звука в слове (начало,
середина, конец слова).
-Познакомить с буквой Х. Учить находить букву в ряде других букв.
-Закрепить умение давать характеристику согласному звуку.
-Выкладывание буквы из палочек.
-Печатание буквы, слогов и слов в тетради.
-Чтение прямых, обратных слогов, слов: УХА, МУХА, МОХ
- Учить соотносить схему слова с картинкой.
- Называть слова с знакомой буквой.
3 неделя
Звук [Ю] и
буква «Ю»
-Познакомить с гласным и его обозначением.
-Продолжать знакомить с условным обозначением мягкого согласного– СИНИЙ
КВАДРАТ.
-Упражнять в чтении парных слогов МУ-МЮ, ЛУ-ЛЮ, НУ-НЮ…….
-Знакомство с буквой «Ю», учить находить данную букву среди других. -Печатание букв,
слогов, слов и предложений в тетради.
-Чтение прямых, обратных слогов, слов: ЮЛА, ЮБКА.
-Повторить понятие «заглавная буква».
4 неделя
Звук [Ц],
буква «Ц»
-Знакомство с буквой «Ц», учить находить данную букву среди других.
-Обратить внимание на то, что звук «Ц» – всегда твердый.
26

-Учить соотносить звук и букву, помочь усвоить понятие гласный звук, сопоставлять
букву и еѐ графический образ.
-Печатание букв, слогов, слов и предложений в тетради.
-Чтение прямых, обратных слогов, слов: ЦАПЛЯ, ЦВЕТЫ, ОВЦА .
-Деление слов на слоги.
-Звуко – слоговой анализ слогов и слов.
-Повторить понятие «ударный слог».
-Работа со схемой предложения.
-Звуко – слоговой анализ слогов и слов
МАЙ
1 неделя
Звук [Э],
буква «Э»
-Закреплять умение выделять звук из ряда гласных звуков, выделять начальный ударный
гласный, закрепить навыки четкого произношения звука [Э], учить определять место
данного звука в словах.
-Формировать навыки анализа и синтеза слогов.
-Развивать фонематический слух.
-Познакомить с гласным и его обозначением.
-Работа со схемой предложения.
-Чтение слогов, слов и предложений.
Звук [Щ],
2неделя
буква «Щ»
-Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Щ] в слогах, в словах.
-Знакомство с буквой Щ, учить находить данную букву среди других. -Обратить внимание
на то, что звук Щ - всегда мягкий.
-Деление слов на слоги.
-Звуко – слоговой анализ слогов и слов.
-Работа со схемой предложения.
-Развивать фонематический слух, навыки звукового анализа.
-Учить детей находить место звука в слове.
-Чтение прямых, обратных слогов, слов: ЩУКА, ЧАЩА, ЩИТ, РОЩА .
3 неделя
Звук [Ф], [ФЬ] и буква «Ф»
-Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Ф], [ФЬ] в слогах, в
словах, фразах;
-Знакомство с буквой «Ф».
-Закреплять умение дифференцировать мягкие и твердые согласные.
-Деление слов на слоги.
-Познакомить со схемой предложения. Звуко – слоговой анализ слогов и слов.
- Печатание букв, слогов и слов в тетради.
-Чтение прямых, обратных слогов, слов: ФАТА, ФАРА, ФЕН .
4 неделя
Буква «Ь и Ъ»
-Развитие фонематического восприятия.
-Познакомить с буквами.
-Совершенствовать навык чтения.
Приложение № 5
27

к

дополнительной

общеобразовательной

программе

социально

–

педагогической

направленности «Грамотейка»
Материально-техническое обеспечение:
 Столы двухместные.
 Стулья по количеству детей.
 Стеллажи для детских работ.
 Иллюстрации к сказкам
 Магнитная доска.
 Учебно-методическая литература


Техническое оснащение занятий:

- музыкальный центр, аудиоматериалы, компакт диски с записями сказок,;
- шкафы для хранения дидактических и методических пособий;
Дидактические игры:
1. «Кто внимательный?»
2. «Дополни слог, слово»
3. «Узнай звук»
4. «Третий лишний»
5. «Слушай хлопки»
6. «Назови одним словом»
7. «Волшебный мешочек»
8. «Один – много»
9. «Повтори, не ошибись!»
10. «Найди букву»
11. «Назови ласково»
12. «Измени слово»
13. «Придумай слово»
14. «Звук заблудился»
15. «Закончи слово, предложение»
16. «На какую букву»
17. «Кто где живѐт?»
18. «Наоборот»
Дидактический материал:









подвижная азбука (наборное полотно с буквами);
магнитная азбука (демонстрационная);
касса букв и слогов (раздаточный материал);
рабочие тетради дошкольника «Обучение грамоте» (2 части, раздаточный материал);
плакаты «Алфавит»;
индивидуальные карточки(схемы);
таблицы со слогами и словами;
наборы сюжетных картинок для развития связной речи;

Приложение № 6
28

к

дополнительной

общеобразовательной

программе

социально

-

педагогической

направленности «Грамотейка»
Содержание работы с родителями:
-консультация «Первые шаги в грамоте»,
- консультация «Обучение грамоте детей дошкольного возраста»,
- консультация «Развитие речи и подготовка детей к обучению грамоте»,
- консультация «Формирование фонематических процессов у детей 5 – 7 лет»,
-советы родителям по обучению детей грамоте,
-памятка – рекомендация для родителей по обучению грамоте детей старшего
дошкольного возраста

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».