Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Умелые ручки"»

Управление образования города Калуги
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение № 49 «Белочка» города Калуги
(МБДОУ № 49 «Белочка» г. Калуги)

Принято
педагогическим советом
МБДОУ № 49 «Белочка» г. Калуги
Протокол № 1 от 30 августа 2022 г.

Утверждено
заведующим МБДОУ
№ 49 «Белочка» г. Калуги
Приказ № 195-од от 30.08.2022 г.

Рассмотрена
Советом родителей ДОУ
Протокол № 3 от 29.08.2022 г.

Дополнительная общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
"Умелые ручки"
Возраст воспитанников: 5-6 лет
Срок реализации программы 1 год (36 часов)

Калуга, 2022 год.

1

Составитель: Лысенко С.И., воспитатель

Экспертиза дополнительной общеобразовательной программы художественно - эстетической
направленности «Умелые ручки» (далее – программа) проведена заведующим Казаковой
Г.В., старшим воспитателем Степановой Р.Н. 23.08. 2022 г. и направлена на рассмотрение
на заседании педагогического совета.

2

Содержание

№ п/п

Мероприятия

1

Раздел 1.

Страница

Комплекс основных характеристик программы

1.1.Пояснительная
программы)

записка

(общая

4

характеристика

Актуальность программы
Отличительные особенности программы
Новизна программы
Адресат программы
Объем программы
Формы обучения

7

1.2. Цель и задачи программы
1.3.Содержание программы

8

1.4. Планируемые результаты освоения программы
2

9

Раздел 2.
Комплекс организационно –педагогических условий.

10

2.1.Условия реализации программы
2.2.
Формы
(мониторинга)

педагогической

диагностики

2.3. Методические материалы

3

3.Список литературы

12

4

4.Приложения

13

3

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка (общая характеристика программы)
Актуальность и отличительные особенности программы
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта
общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего
образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает
личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребѐнка, его
творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном
образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления,
способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся
неповторимостью, оригинальностью.
Программа дополнительного образования «Умелые ручки» является программой
художественно - эстетической направленности, которая предназначена для раскрытия
творческих способностей в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства,
предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как
способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми
самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в
минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из
наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования
индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.
В системе эстетического, творческого воспитания детей особая роль принадлежит
художественному творчеству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира,
способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса,
трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство
взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности
Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе в работе с подручными
материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из
картона, бумаги, ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими
материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в
различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания
эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о
предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что,
как писал Н.Д. Бартрам: ―Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом,
и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее,
глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному
измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий‖.
Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и
великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка
стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети

4

бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не
позволяют другим испортить поделку.
Уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью
характеризуется
творческий
результат.
Работа по программе «Умелые ручки» - прекрасное средство развития творчества,
умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Новизна
программы.
Новизной и отличительной особенностью программы является приобщение детей к
художественному и ручному труду и развитие творческих способностей детей, развитие у
детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений,
некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов,
овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной
умелости и появление созидательного отношения к окружающему.
Разнообразие зрелищно-игровых приѐмов, способствующих систематическому
формированию и поддержанию у детей мотивации к творчеству. Моделирование педагогом
сказочных ситуаций, игровых заданий, театрализация стимулируют интерес детей, в
результате чего каждый ребѐнок, независимо от способностей, ощущает себя волшебником,
творцом, художником.
Адресат программы
Данная программа разработана для воспитанников
старшего дошкольного
возраста от 5 до 6 лет. Принимаются все желающие по заявлениям родителей (законных
представителей) с наполняемостью до 10 человек. Но особое предпочтение отдается детям
с общим недоразвитием речи, посещающим группы коррекционной направленности.
Данный возраст характеризуется значительным ростом физических возможностей,
особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической
позиции и ощущением дошкольниками «взрослости», желанием проявить свою
индивидуальность
и
творческие
способности.
Гибкая форма организации детского труда позволяет учитывать индивидуальные
особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками,
нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы.
Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются
стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи (игрушки и
куклы из различных театров, изображения того или иного персонажа, который
обыгрывается).
Одной из главных задач
обучения и воспитания детей 5-6лет является обогащение мировосприятия воспитанника,
т. е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного
подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической
деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового). Работа с разными
природными и бросовыми материалами, бумагой, нитками, спичками, клеенкой имеет
большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому
развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям,
тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе
виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли,
дисциплинированности, желания трудится. Дети усваивают систему политехнических
понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями,
учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся
приобретают определенные эстетические вкусы. Результат этих увлекательных занятий

5

не только конкретный - поделки, но и невидимый для глаз - развитие тонкой
наблюдательности, пространственного воображения, не стандартного мышления.
( см. приложение №1 Словарь специальных терминов с пояснениями.)
Объем программы
Программа «Умелые ручки» рассчитана на 1 год обучения для детей 5 - 6 лет.
Рекомендуемый
состав
группы
–
10
человек.
Срок
реализации
программы: 1
год.
Продолжительность
учебной
недели: пятидневная
учебная
неделя
Режим
занятий:
1
раз
в
неделю.
Режим
работы: вторник
с
16.00-16.30
Продолжительность занятия: 25 мин.
На весь период обучения
программы.

запланировано 36 занятий, необходимых для освоения

(см. приложение №2 Календарный учебный график образовательного процесса.)
Формы обучения
Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие
личности ребенка в целом: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения,
видеть и понимать красоту окружающего мира; на совершенствование речи
дошкольников, их мышления, творческих способностей. Приоритет в обучении отдается
пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя
и детей
Методы и приемы обучения
1.Наглядные (показ педагога, пример, помощь).
2.Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок,
пословиц и поговорок).
3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).
Этапы работы
Весь образовательный цикл делится на 3 этапа.
1 этап - знакомство со свойствами материалов.
2 этап - обучение приемам изготовления.
3 этап - изготовление поделок.
Практические занятия составляют большую часть программы.
Форма
проведения занятий - подгрупповая. Занятия требуют от детей большой концентрации
внимания, терпения, зрительной нагрузки, а от педагога - постоянного наблюдения за
детьми и практической помощи каждому. Учитывая эти сложности, для эффективности
выполнения данной программы рекомендуемый максимальный состав группы - 10
человек.
Структура занятий выстроена с учетом здоровье сберегающих технологий.

6

Технология реализации программы:
•
индивидуальная (каждый ребенок должен сделать свою поделку);
•
коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети
работают все вместе, не разделяя обязанностей).
Форма обучения – очная,
форма занятий – групповые и индивидуальные
(см. приложение № 3. Примерный алгоритм проведения учебного занятия).
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы:
- создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству
и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе
собственных
неповторимых
черт
и
индивидуальности.
Задачи программы:
Обучающие:
-закреплять и расширять знания и умения, полученные на НОД ,
-обучать приемам и технологии изготовления композиций;
-изучать свойств различных материалов;
-обучать приемам работы с различными материалами и инструментами;
-обучать приемам самостоятельной разработки поделок, умению планировать свою
работу;
-формировать креативное мышление дошкольников с помощью ознакомления с
методами и приемами, применяемыми в художественно-конструктивном дизайне;
- обучать детей различным приемам преобразования бумаги, ткани, природного и
бросового материалов, приемам самостоятельной разработки поделок, приемам и
технологии изготовления композиций;
- обогащать тактильный опыт детей: учить узнавать на ощупь предметы и материалы.
Развивающие
-развивать у детей художественный вкус и творческий потенциал,
-развивать интерес к дизайн – творчеству, образное мышление и воображение;
-создавать условия к саморазвитию дошкольников;
-развивать у детей эстетическое восприятие окружающего мира,
-развивать умение видеть необычное в обычных предметах.
Воспитательные:
- воспитывать усидчивость, терпение, желание доводить начатое дело до

конца;

-воспитывать уважение к труду и людям труда, любовь к природе;

7

-формировать чувство коллективизма;
-воспитывать аккуратность, формировать экологическую культуру ребенка.
Мотивационные:
-создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности
и сотрудничества.
1.3.Содержание программы
1.3.1.Содержание психолого-педагогической работы
На занятиях кружка присутствует личностно-ориентированный подход, при этом
учитываются психологические особенности каждого ребенка. Во время образовательной
деятельности, в процессе труда, обращается внимание на соблюдение правил безопасности
труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места,
бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления
художественных изделий.
Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных материалов,
основное внимание педагога обращено на освоение детьми основных приемов и методов. Но
это не значит, что в процессе изготовления поделок исключается творческий подход детей к
выполнению задания. Часто обучение техническим приемам идет параллельно с развитием
творчества детей.
Перед обучением детей работе с природным и бросовым материалом: тканью и
бумагой проводится ознакомление
со свойствами этих материалов. При обучении
различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди
используемых методов и приемов будет занимать процесс изготовления поделки. На первых
занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере
приобретения детьми необходимого опыта, ребята все чаще начинают проявлять свои
личные качества, начинают проявлять воображение, творчески мыслить, начинают делиться
своими навыками и идеями с другими детьми вследствие чего иногда в процессе работы
следует привлекать детей к показу. При ознакомлении дошкольников с различными
(материалами) техниками в данной программе будет использоваться и поэтапный показ.
Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна дня них,
и вместе с тем, способствует формированию разнообразных умений и творчества. А
использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных моментов делают их
еще более увлекательными, и помогает преодолевать возникающие трудности.
Использование игровых приемов положительно влияет на эмоции детей, которые в свою
очередь оказывают влияние на развитие творчества.
Использование тематического принципа построения занятий позволяет варьировать
их в зависимости от умений и навыков детей, добиваться более значительного результата.
Такие циклы очень мобильны, ими легко пользоваться.
Тематические циклы дают возможность создавать с детьми из разных материалов
общие композиции, позволяющие использовать их в оформлении группы, дошкольного
учреждения, дает возможность объединить детей в группы для коллективных работ.
Коллективная форма проведения занятий помогает создавать интересные многоплановые и
красочные композиции, положительно влияет на нравственно-эстетическое развитие
ребенка, способствует умению согласовывать свои желания с желаниями других детей,
помогать друг другу в сложных ситуациях. Формы объединения используются различные:

8

парами, небольшими группами по четыре человека, всей группой, каждый отдельно для
соединения в общую композицию.
Использование тематических блоков позволяет переводить занятия из одной темы в
другую, заменять одно задание другим, не меняя при этом основной цели – развитие
художественно-творческих способностей детей во время работы с различными материалами.
При проведении анализа работы использовать различные игровые упражнения и
дидактические игры. Во время их проведения в занимательной форме дошкольники учатся
находить достоинства и недостатки своих работ и поделок других детей.
Принципы, лежащие в основе программы:
-Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную
деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и
стремление к достижению конечного результата.
-Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к
работе, за счѐт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную
сферу.
-Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развитию
ребѐнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и
внимание детей к обучению.
-Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности,
доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.
-Принцип систематичности и последовательности - предполагает, что знания и умения
неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный
материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
-Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей - основывается на знании
анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей
ребенка.
-Принцип научности - заключается, в формировании у детей системы научных знаний, в
анализе и синтезе предметов, выделениях в нем важных, существенных признаков (цвет,
форма, величина).
Принципы построения программы:
- От простого к сложному.
- Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
- Научность.
- Доступность.
- Системность знаний.
1.4. Планируемые результаты освоения программы
В результате освоения данной программы предполагается, что у детей будут
сформированы следующие основные навыки и умения:
-умение планировать свою работу, продумывать порядок рабочих операций, доводить
начатое дело до конца;
-умение контролировать последовательность действий при изготовлении
поделок,
самостоятельная разработка поделок;

9

-умение пользоваться простейшими инструментами;
-умение следовать устным инструкциям, читать схемы поделок;
-умение использовать различный материал (бумагу, картон, природный, бросовый), знание
их видов и свойств, приемы преобразования бумаги, ткани, природного и бросового
материалов;
-закрепление навыков работы в коллективе;
-развитие мелкой моторики рук, коммуникативных способностей, внимания, памяти,
мышления, пространственного воображения, доброжелательности и сотрудничества,
художественного вкуса, творческих способностей и фантазии, креативного мышления с
помощью ознакомления с методами и приемами, применяемыми в художественноконструктивном
дизайне;
- обогащение тактильного опыта детей: умение узнавать на ощупь предметы и материалы;
-умение создавать образы разных предметов и игрушек, объединять их в коллективную
композицию;
-усвоение правил безопасности труда.
2 раздел. Комплекс организационно–педагогических условий реализации
программы
2.1.Условия реализации программы
Для успешной реализации программы
Организационно-педагогические условия.

необходимы

следующие

условия:

• Кабинет, соответствующий СанПиН с индивидуальными рабочими местами для
воспитанников и отдельным рабочим столом для педагога. Помещение должно быть
просторное, светлое, с естественным доступом воздуха, легко проветриваемое, с
достаточным дневным и вечерним освещением. Учебный кабинет должен быть оборудован
мебелью, необходимыми инструментами и приспособлениями.
• Формирование группы и наличие расписания занятий в соответствии с
требованиями СанПиН и программой.
• Пространственно-предметная среда (стенды, наглядные пособия, плакаты,
дидактические материалы).
Кадровое обеспечение:
1.Руководитель кружка «Умелые ручки» - воспитатель.
Образование – высшее педагогическое. Закончила КГПИ им. К.Э. Циолковского.
Прошла переподготовку в АНО «Санкт-Петербургский ЦДПО» в 2018 г.
Имеет высшую квалификационную категорию.
Сведения о повышении квалификации: Прошла курсовую подготовку в КГИРО в КГИРО в
2020 году.
2.Контролирует организацию дополнительного образования и оказывает методическую
помощь - старший воспитатель.
Образование – высшее педагогическое. Закончила КГПИ им. К.Э. Циолковского.
по специальности «Дошкольное образование» - 2013г.

10

Сведения о повышении квалификации: прошла курсовую подготовку в КГИРО в 2019 году.

2.2.Формы педагогической диагностики (мониторинга)
Система контроля качества освоения дополнительной образовательной программы
«Умелые
ручки»
Педагогическая диагностика творческого развития поводится с детьми два раза в год: в
сентябре и в мае. Основная задача диагностики заключается в том, чтобы определить
степень освоения ребенком программы дополнительного образования по творческому
развитию «Умелые ручки».
При оценке уровня творческих навыков детей, вводятся следующие обозначения:
Высокий уровень «В»- означает правильное выполнение, навык сформирован. Ребенок
сам выполняет задание.
Достаточный уровень «Д» - означает недостаточно правильное выполнение задания,
навык в стадии формирования. Ребенок выполняет задание с помощью.
Низкий уровень «Н»- указывает на неправильное выполнение задания, навык не
сформирован. Ребенок не выполняет задание.
(см. приложение №4 Педагогическое обследование детей (диагностика)
Критерии качества освоения ребенком программы;









Имеет представление о материале, из которого сделана поделка.
Владеет приемами работы с различными материалами.
Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.
Умеет самостоятельно провести анализ поделки.
Использует свои конструктивные решения в процессе работы.
Учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки.
Выполняет работу по замыслу.
Умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и способы
скрепления, соединения деталей.
 Показывает уровень воображения и фантазии.
 Использует в работе разные способы ручного труда.

2.3. Методическое обеспечение программы
Для реализации Программы используются следующие материалы:
• Тематический план;
(см. приложение №5 Перспективное планирование работы по ручному труду)
• Ресурсы информационных сетей по методике проведения занятий;
• Картотека заданий;
• Методическая литература для педагогов по организации кружковой деятельности.
• Пространственно-предметная среда (стенды, наглядные пособия, плакаты, дидактические
материалы).

11

• Дидактический материал (раздаточный материал по темам занятий программы, наглядный
материал, мультимедийные презентации); Для развития детей, повышения уровня и качества
знаний у детей, используются разнообразные технические средства:
 Ноутбук;
 Музыкальный центр;
 Фотоаппарат,
 Видеокамера;
 Экран.
Аудио, видео и фотоматериалы,
(см. приложение № 6 Материально-техническое обеспечение)
2.4 Сотрудничество с семьями воспитанников
В современных условиях образовательные учреждения регулярно и неформально
взаимодействуют с семьями воспитанников, то есть имеет возможность оказывать на неѐ
определѐнное воздействие и влияние. В основу современной деятельности семьи и
учреждений заложены следующие принципы:
- единый подход к процессу воспитания ребѐнка;
- открытость учреждения для родителей;
- взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
- уважение и доброжелательность друг к другу;
- дифференцированный подход к каждой семье;
- равная ответственность родителей и педагогов.
(см. приложение № 7 Содержание работы родителями)
3. Список используемой литературы
1. «Развитие художественных способностей дошкольников» Комарова Т.С., Москва,
Мозаика-Синтез 2014
2. Г.Н.Давыдова «Детский дизайн. Поделки из бросового материала», Москва 2006г.
Давыдова, Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Скрипторий, 2003.
3. Л.В Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду», ТЦ «Сфера,
2005г.
4. Е.Рубцова «Фантазии из соленого теста», Москва, Эксмо, 2008г.
5. М. Антипова «Соленое тесто» Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими
руками. Ростов-на-Дону, ИД Владис, 2007.
6. Интернет ресурс Pinterest
7.Шахова Н.В. «Художественная аппликация и узоры из бумаги». БАОПРЕСС,2006.
8. Пищикова Н.Г. « Работа с бумагой в нетрадиционной технике -3». Скрипторий, 2003.
9. Новикова И.В. «Конструирование из бумаги в детском саду». Академия Развития. 2011
10. И.М.Петрова. «Объѐмная аппликация». Детство-Пресс. 2006.
11. Шухова С. Поделки из всякой всячины / С. Шухова. — 5-е изд. — Москва : Айрис-пресс,
2008.создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и
самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе
собственных неповторимых черт и индивидуальности.

12

12. Коваленко В.И. Художественное конструирование из бумаги; Беларусь - Москва, 2011.

4. Приложения
Приложение №1
к дополнительной общеобразовательной программе художественно - эстетической
направленности «Умелые ручки»
Словарь специальных терминов с пояснениями
Бумагопластика – нетрадиционный способ работы с бумагой. Технология изготовления
поделок из мятой бумаги, которая очень проста и не требует больших материальных затрат,
кроме того, изготовление поделок из мятой бумаги – прекрасное упражнение для развития
мелкой
моторики.
Оригами (с яп. букв.: «сложенная бумага») — древнее искусство складывания фигурок из
бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в древний Китай, где и была открыта
бумага.
Торцевание - вид бумажного творчества, заключающийся в создании аппликативной
мозаики, создаваемой из небольших кусочков гофрированной (креповой) бумаги.
Граттаж (от французского gratter — скрести, царапать) - техника царапанья.
Рисунок выделяется путем процарапывания пером или острым инструментом по бумаге или
картону, залитых тушью (чтобы не расплывалась надо немного добавить моющего средства
или
шампунь,
всего
несколько
капель).
Мозаика — одно из самых древних искусств. Это способ создания изображения из
маленьких элементов. Собирание мозаики очень важно для психического развития ребенка.
Может быть из разных материалов: бутылочные крышки, бусины, пуговицы, пластмассовые
фишки, деревянные спилы веточек или спички, магнитные кусочки, стекляшки,
керамические кусочки, мелкие камешки, ракушки, термо-мозаика, тетрис-мозаика, монетки,
кусочки ткани или бумаги, зѐрно, крупа, семена клѐна, макароны, любой природный
материал (чешуйки шишек, хвоя, арбузные и дынные семечки), стружки от карандаша,
птичьи
пѐрышки
и
т.д.
Аппликация (от лат. «прикладывание») - это способ работы с цветными кусочками
различных материалов: бумаги, ткани, кожи, меха, войлока, цветные бусины, бисер,
шерстяные нити, металлические чеканные пластины, всевозможная материя (бархат, атлас,
шелк)., высушенных листьев… Такое применение разнообразных материалов и структур с
целью усиления выразительных возможностей очень близко к другому средству
изображения
коллаж.
- Аппликация из пластилина - пластилинография — новый вид декоративно-прикладного
искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее
выпуклых, полу объемных объектов на горизонтальной поверхности. По сути своей, это
редко
встречающийся,
очень
выразительный
вид
«живописи.
- Обрывная аппликация — один из видов многогранной техники аппликация. Всѐ просто и
доступно, как в выкладывании мозаики. Основа — лист картона, материал — разорванный

13

на кусочки лист цветной бумаги (несколько цветов), инструмент — клей и ваши руки.
- Аппликация из скрученных салфеток – занятие не только интересное, но и полезное:
разрезание салфеток на равные квадратики развивает глазомер, а скручивание их в комочки мелкую
моторику.
Ниткография - это выкладывание с помощью ниток контурных изображений различных
предметов, т. е. "рисование" разными ниточками (шерстяными, акриловыми, мулине и
другими.). Ниточки можно подготавливать в виде шнурка или мелко нарезанной нити.
Приложение №2
к дополнительной общеобразовательной программе художественно - эстетической
направленности «Умелые ручки»
Календарный
учебный
график
образовательного
процесса
Начало
учебных
занятий
предпочтительно
с
1
сентября
Окончание занятий - по мере освоения полного курса программы (не позже мая месяца)
Комплектование
Продолжительность
Количество
Режим

групп
учебной

недели

часов
работы

по

-

мере
-

в
-

наполняемости

пятидневная

учебная

неделю
вторник

-1
с

групп
неделя
занятие
16.00-16.30

Продолжительность занятий - 25 мин.
Приложение №3
к дополнительной общеобразовательной программе художественно - эстетической
направленности «Умелые ручки»
Примерный алгоритм проведения учебного занятия
1.Подготовительный этап:
- организационный: создание психологического настроя на деятельность, активация
внимания.
- проверочный: проверка имеющихся знаний и умений для нового материала;
2. Основной этап:
- подготовка к новому содержанию и обеспечение мотивации обучения и принятия цели
занятия, постановка познавательных задач, мотивация учебной деятельности;
- усвоение новых знаний, умений, формирование навыков и способов действий, выполнение
практических заданий;
-обобщение и систематизация знаний;
3. Итоговый этап:
- подведение итогов занятия, формирование выводов, поощрение обучающихся за работу на
занятии, анализ и оценка достижения цели, самооценка детьми своей работы и определение
перспективы на следующие занятие;
- рефлексивный.
Приложение №4

14

к дополнительной общеобразовательной программе художественно - эстетической
направленности «Умелые ручки»

Педагогическое обследование детей (диагностика)
№

Используемый
материал при
выполнении
задания

Знания, умения, навыки
сформированы

на стадии
формирования

не
сформир
ованы

Узнай и назови вид
материала и его
свойства

Природный,
бросовый,
бумага, ткань,
дерево, поролон,
небольшие
фрагменты

Знает и
называет не
менее 5 видов
материала и их
свойств

Знает и
называет не
менее 3 видов
материала и
свойств

Знает и
называет
менее 3
видов
материала
и свойств

Овладение
приемами работы с
материалами

Ножницы, клей,
палочки

Владеет
приемами
(режет,
склеивает)

Владеет
приемами

Не
владе
ет
прием
ами

Развитие
конструированных
способностей и
художественного
вкуса

Природный,
бросовый и
вспомогательный
материал

Придумывает и
выполняет
несложную
поделку и
украшает ее

Делает работу с
помощью
взрослого или
ребенка

Не
справ
ляется
с
работ
ой

Мелкая моторика
рук

Мелкие
вспомогательные
детали, мозаика

Прочно
скрепляет
детали
самостоятельно

Пытается
скреплять
самостоятельно
или с помощью
взрослого

Не
может
скреп
лять
детал
и

Задания, вопросы

п/п

1

2

3

4

Приложение № 5
к дополнительной общеобразовательной программе художественно - эстетической
направленности «Умелые ручки»
Календарно - тематический план работы по ручному труду
Месяц

Тема

Задачи

Материал

15

Сентябрь
(природный
материал)

Октябрь
(природный
и бросовый
материал)

« Бабочки»

Аппликация с использованием
Листы цветной
резанных цветных
бумаги, нитки,
ниток. Познакомить детей с новым ножницы, клей
для них видом ручного труда.
Ознакомить с техникой работы.
Учить аккуратно намазывать
клеем необходимый участок
работы, аккуратно засыпать этот
участок цветной ниткой
соответствующего цвета. Учить
равномерно распределять свой
участок работы на общем
изображении.

Что такое
«Дизайн»?

Познакомить детей с профессией
дизайнера, подготовить фон для
следующей работы;
способствовать, умению
планировать свою работу;
доводить начатое дело до конца

Краски,
кисточки, лист
для акварели,
листья разных
деревьев.

―Осенняя почта‖.
(Открытки с
орнаментом из
листьев).

Познакомить детей с открыткой –
как самостоятельным видом
искусства, с историей его
развития. Научить детей делать
открытку, используя способ
оттиска листа.

Лист картона,
литы разных
деревьев,
краски, кисть

―Открытка
игрушка‖. (гриб).

Научить детей делать мини –
открытку, которая одновременно
может служить и поздравлением и
игрушкой. Воспитывать умение
планировать результат, получать
чувство удовлетворения от
выполненной работы.
Познакомить с «насыпной»
техникой изображения
различными видами семян и
крупы, расширить знания детей о
различных видах зерновых
культур.

Бумага, клей,
ножницы,
семена, крупы.

Обогащать знания детей о
разнообразии природного
материала и его использовании в
поделках; продолжать учить
делать поделки из этого

Шишки, листья,
палочки, клей,
веточки, цветы,
семена

Звери и птицы по
замыслу

16

материала;
«Портрет Осени»
(Композиция из
листьев, цветов,
косточек, семян)

Обогащать знания детей о
разнообразии природного
материала и его использовании в
поделках

Цветной картон,
цветная бумага,
клей, ножницы,
семена,
пластилин.

« Петя - петушок»

Мозаичная аппликация из
пластилина. Учить детей
самостоятельно выполнять работу,
отщипывать маленькие кусочки
пластилина, скатывать шарики и
наклеивать их на форму,
приготовленную педагогом.

Заготовки с
шаблонным
изображением
петушка,
пластилин.

Изготовление
светофора

Закреплять умение работать
самостоятельно, с помощью
бумажных выкроек склеивать
каркас светофора. Продолжать
знакомить с изготовлением
поделок из бросового материала.

Клей, цветная
бумага,
бросовый
материал

Учить делать объемную поделку,
используя картон , фольгу,
бусинки и тесьму. Развивать
терпение,
внимательность,
усидчивость

Цветной картон,
цветная бумага,
клей, ножницы,
фольга,
бусинка, тесьма.

«Колокольчик»

Ноябрь
(бумага)

Сарафан для
матрешки

Продолжать учить детей работать Бумага, краски,
с бумагой разного вида и качества; ножницы, клей
умение радоваться полученному
результату.

«Половичок»

Продолжать учить детей работать Плетение из
с бумагой.
бумаги

Домашние животные

Познакомить детей с новым для
них видом ручного труда поделки из спичечных коробков.
Ознакомить с техникой работы.
Предложить самим придумать и
изготовить игрушку ( показ
образца поделки). Упражнять в
умении аккуратно обклеивать

«Собачка»,
«Кошечка»

Бумага цветная,
кисти для клея,
ножницы,
спичечные
коробки.

17

спичечные коробки.
Домашние животные
«Овечка»

Декабрь

Продолжать учить детей работать Бумага, клей
по шаблону, с разным материалом. салфетки,
Учить планировать свою работу.
Развивать мелкую моторику,
усидчивость. Воспитывать
желание доводить начатое дело до
конца.

Обрывная
аппликация
«Елочка зимой».

С помощью этой техники создать
композицию зимы, используя
небольшие кусочки цветной
бумаги. Учить детей создавать
изображение снеговика из бумаги
и бросового материала.

Цветная бумага,
ватные диски,
клей, кисти.

«Снежинки»

Учить детей работать с разным
материалом (манкой) Учить
правилам безопасности работы с
клеем, крупой. Учить планировать
свою работу. Развивать мелкую
моторику, усидчивость.
Воспитывать желание доводить
начатое дело до конца.

Крупа (манка),
картон,
трафарет, клей
ПВА, кисть,
клеенка.

Открытка « С
Новым годом»

Учить детей аккуратно скатывать Цветная бумага,
кусочки салфетки в комочки и
клей ПВА.,
аккуратно наклеивать на
блестки, бисер.
нарисованную форму открытки.
Учить украшать свою открытку
бисером . Равномерно
распределять блестки на лицевой
стороне открытки.

«Маски»

Продолжать учить детей
правильно пользоваться
ножницами; уметь работать по
схеме, рисунку; закреплять умения
самостоятельно складывать и
вырезать из бумаги, сложенной
пополам и гармошкой, срезать не
нужные части, соединять;
оформлять поделку, проявляя
творчество, фантазию

Бумага, клей,
ножницы,
бросовый
материал

18

Январь

Рамка для картин

(соленое
тесто)

Медальоны
солѐного теста

Февраль
(бросовый
материал)

Способствовать созданию уже
знакомых поделок новым
способом, усложняя их по своему
желанию, проявляя фантазию,
творчество; желание работать в
коллективе и доводить начатое
дело до конца

из Продолжать работать с солѐным
тестом, делать поделки по образцу
и используя свою фантазию,
следить за процессом сушки
изделий.

Соленое тесто,
различный
бросовый
материал для
создания
оттисков.

Соленое тесто,
стеки, ленточки
бросовый
материал для
оттиска

Изготовление
Продолжать работать с солѐным
атрибутов
для тестом, делать поделки по образцу
сюжетно-ролевых игр и используя свою фантазию.
«Печенье для мамы»

Соленое тесто,
гуашь, стеки.

«Зимний пейзаж»

Обогатить
знания
детей
о
разнообразии бросового материала
и
его
использование
при
изготовлении поделок; напомнить
правила безопасности в работе с
мелкими
деталями,
клеем,
ножницами; развивать фантазию;
воспитывать
трудолюбие,
аккуратность

Цветной картон
и бумага, клей,
ножницы, вата,
ватные диски.
салфетки под
стаканы
ажурные

«Открытка в подарок Учить детей аккуратно складывать
папе»
лист бумаги пополам по длинной
стороне. Обогатить знания детей о
разнообразии бросового материала
и
его
использование
при
изготовлении поделок; напомнить
правила безопасности в работе с
мелкими деталями

Цветной картон
и бумага,
упаковочная
бумага, клей

«Валентинка»

Обогатить
знания
детей
о
разнообразии бросового материала
и
его
использование
при
изготовлении поделок; напомнить
правила безопасности в работе с
мелкими деталями

Цветной картон
и бумага,
упаковочная
бумага, клей

«Совушка»

Учить создавать выразительный
образ из бумаги. Обогатить знания

Цветной картон
и бумага, клей,

19

детей о разнообразии бросового
бросовый
материала и его использование
материал
при изготовлении поделок;
напомнить правила безопасности в
работе с мелкими деталями
Март
(бумага,
нитки)

«Цветок»
(Техника оригами)

«Открытка в подарок
маме»

Учить детей делать поделки из Бумага,
знакомого материала нитками, салфетки
ленточками;
цветные, нитки,
бусинки, клей,
ленточки, ткань

«Фантазии из
спичек»

Способствовать умению детей
создавать несложные образные
композиции из спичек, развивать
композиционные умения.
Познакомить с приемом
наклеивания спичек.
Совершенствовать мелкую
моторику рук.

Цветная бумага,
клей, ножницы,
спички.

«Подснежник».

Учить
правилам
безопасной
работы
с
клеем,
бумагой.
Развивать
композиционные
умения. Воспитывать желание
делать подарки своим близким.

Цветной картон,
Бумага для
квиллинга,
клей, кисточка.

Закрепить умение детей работать с
разнообразным
материалом,
применяя знакомые приемы и
методы, проявлять творчество,
фантазию, инициативу, дружеские
взаимоотношения.

Бумага, дерево,
клей,
пластилин,
ткань, шпажки.

(квиллинг)

Апрель

Учить детей делать поделки из Бумага,
знакомого материала, дополняя и ножницы, клей.
оформляя
их
развивать
эстетический
вкус,
умение
проявлять самостоятельность и
творческие способности в выборе
цветовой гаммы

«Кораблики»

(природный
и бросовый
материал)

«Ракета
космос»

летит

в Учить планировать свою работу. Цветная
Развивать
ручную
умелость. бумага, картон,
Воспитывать самостоятельность.
одноразовые
тарелки, клей,
ножницы,

20

кисть, Бред
штифт для
соединения.
«Веселая семейка»

Развивать учение детей
работать с разным материалом.
Развивать
навыки
сгибания
бумаги.
Развивать
мелкую
моторику. Развивать эстетическое
восприятие.
Воспитывать
усидчивость,
терпение,
аккуратность в работе. Развивать
умение создавать атрибуты для
сюжетно-ролевых игр.

Цветная бумага,
цветной картон,
палочки от
мороженного,
фломастеры,
клей, бросовый
материал.

«Вертушки»

Учить
детей
делать
вертушку
из
бумаги,
по
образцу; формировать
представление о воздухе, его
свойствах, воспитывать интерес к
конструированию.

Цветная бумага,
ножницы,
канцелярские
кнопки, шпажки
трубочки для
коктеля

Закрепить умение детей
работать
с
разнообразным
материалом, применяя знакомые
приемы
и
методы.
Учить
планировать свою работу.

Цветной картон,
цветная бумага,
клей, ножницы,
нитки.

Формировать умение планировать
ход выполнения работы. Учить
располагать изображение на всем
листе. Развивать мелкую
моторику. Воспитывать интерес к
занятию.

Цветной картон,
клей, кисть,
карандаши,
салфетки,
пластилин,
бросовый
материал.

Аппликация
«Аквариум

Учить детей делать аппликации ,
аккуратно наклеивая их на
прочную основу, не выходя за
границы, развивать аккуратность

Цветная бумага,
нитки,
пуговицы,
пластиковые
формы

Выставка работ
для родителей и
детей других
групп

Формировать умение давать
оценку своей работе и работам
других детей.

Птичка в клетке

Май
(бросовый
материал)

«Открытка для
ветеранов»

21

Приложение №6
к дополнительной общеобразовательной программе художественно - эстетической
направленности «Умелые ручки»
Материально-техническое обеспечение:

Столы двухместные.

Стулья по количеству детей.

Стеллажи для детских работ.

Предметы декоративно-прикладного творчества.

Скульптуры малых форм.

Репродукции картин художников.

Иллюстрации к сказкам

Магнитная доска.

Учебно-методическая литература
Материалы и инструменты для работы с детьми

Природный материал: палочки, крылатки клена, ракушки, желуди, скорлупа грецких
орехов и т.д.

Бумага: чертежно-рисовальная, писчая, оберточная, обойная, гофрированная, цветная
и промокательная, бархатная.

Картон : цветной, тонкий, упаковочный.

Открытки, салфетки, фантики.

Ткань, иголка, дырокол.

Различные оригинальные материалы: материал для украшения (глазки, бисер,
бусины, снежинки и т.д.), пуговицы, одноразовые тарелки и стаканчики и т.д.

Цветная пряжа для изготовления поделок из помпончиков.

Вата, ватные диски, поролон, капрон.

Бросовый материал: крышки из под сметаны, втулки, кассеты из под яиц, палочки
для мороженного, коробки картонные, капсулы киндер-сюрпризов, кусочки фетра, драпа,
поролона, кожи, ткани, проволоки, спички, яичная скорлупа
т.п.

Клей ПВА и «Момент».

Ножницы, кисточки, карандаши простые и цветные, ножницы, линейки, гуашь,
акварель, стаканчики для воды непроливайки и пр.

Карандаши простые и цветные, краски, гуашь, кисти необходимы для росписи
изделий.
Карточки по технике безопасности
Образцы готовых изделий, творческие работы. Раздаточный материал: простые схемы,
шаблоны, модели поделок.
Дидактические игры.

Приложение № 7
к дополнительной общеобразовательной программе художественно - эстетической
направленности «Умелые ручки»

22

Содержание работы с родителями.
Консультация для родителей «Занимаемся осенним творчеством вместе со своими детьми».
Консультация для родителей на тему «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные
техники рисования».
Консультация для родителей «Значимость ручного труда для ребѐнка».
Консультация для родителей "Организация ручного труда в семье".
Консультация для родителей на тему «Поделки из соленого теста».
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей, с помощью
природного материала».
Консультация для родителей «Квиллинг руками ребѐнка».
Консультация для родителей «Поделки всей семьей».
Консультация для родителей «Как относиться к неудачам ребенка?».
Индивидуальные консультации для родителей.

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».