Вовлечение родителей в образовательный процесс

Вовлечение родителей в образовательный процесс
Каждого родителя интересует, как ребенок проводит время в детском саду,
но немногие готовы активно поучаствовать в жизни ДОО. Задача педагогов –
организовать интересные совместные мероприятия, которые помогут родителям
включиться в образовательный процесс, лучше узнать своего ребенка, установить
доверительные отношения с ним, поделиться друг с другом опытом семейного
воспитания, обсудить актуальные проблемы и найти пути их решения.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее —
Стандарт), ориентирует ДОО на партнерство с семьей. Так, одной из задач,
на решение которой направлен Стандарт, является обеспечение психологопедагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей
(законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны
и укрепления здоровья детей.
Семья и ДОО — два важных социальных института, при этом
их воспитательные функции различны. Только в условиях грамотного
сотрудничества педагогов и родителей возможно реализовать единые
педагогические требования и принципы, которые помогут воспитать полноценно
развитую личность. Поэтому перед педагогическими коллективами стоит сегодня
важная задача создания благоприятных условий для активного вовлечения
родителей непосредственно в образовательную деятельность ДОО.
Семья и детский сад – это два общественных института, которые стоят у истоков
нашего будущего.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации»
одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением
является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития
личности ребенка».
С принятием Закона РФ возникли предпосылки для равноправного,
творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательного
учреждения.
Разработанный федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования (ФГОСДО), отвечает новым социальным запросам и в
котором большое внимание уделяется работе с родителями.
В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь
дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи,
родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью
ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также
сформулированы и требования по взаимодействию Организации работы с
родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования
является сотрудничество Организации работы с семьѐй, а ФГОС ДО является
основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании
детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в
развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их
развития.
Основной целью взаимодействия с семьями воспитанников является создание
единого пространства семья – детский сад, как пространства развития ребенка, в

котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, педагогам)
будет уютно, интересно, безопасно, полезно, благополучно.
Основные
принципы
определяющие
концептуальные
положения
взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого
пространства развития ребенка:

Принцип преемственности, согласованных действий.

Принцип гуманного подхода к выстраиванию взаимоотношений семьи и
ДОО.

Принцип открытости.

Принцип индивидуального подхода к каждой семье.

Принцип эффективности форм взаимодействия семьи и ДОУ.

Принцип обратной связи.
В работе применяются различные формы взаимодействия с семьями
воспитанников:

Конференции, «круглые столы»;

Консультации, семинары;

Беседы, дискуссии;

Смотры, конкурсы, выставки, выпуск газеты;

Участие в НОД;

Кружки;

Деловые игры;

Тренинги;

Квесты;

Встречи с интересными людьми;

Праздники и развлечения;

Дни открытых дверей;

Распространение лучшего семейного опыта;

Походы, тематические прогулки;

Мастер-классы;

Родительские вечера;

Вечера вопросов и ответов;

Дни добрых дел.
Активные формы и методы работы с родителями

- родительские собрания ;

- консультации;

- совместные проекты;

- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;

- совместные экскурсии в школу, библиотеку, музей;

- Дни открытых дверей;

- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;

- оформление фотовыставок;

- работа с родительским комитетом;

- беседы с детьми и родителями;

- родительский уголок.

Наглядно – информационное направление
Наглядно–информационное направление включает в себя:

- родительские уголки;

- семейный и групповые альбомы ;

- фотовыставки;

- картотека Добрых дел.
Данные формы взаимодействия с семьѐй позволяют обеспечить психологопедагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей
(законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и
укрепления здоровья детей. И как результат: успешное развитие воспитанников
ДОУ и реализацию творческого потенциала родителей и детей.
Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей
необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной
задачей, как в организационном, так и психолого – педагогическом плане. Развитие
такого взаимодействия предлагает несколько этапов:
Первый этап – Приглашение будущих воспитанников и их родителей на встречу в
детский сад за месяц-два до прихода детей в детский сад. Где рассказывается о
детском саде, показываются преимущества учреждения.
Второй этап - демонстрация родителям положительного образа ребенка, благодаря
чему между родителями и воспитателями складываются доброжелательные
отношения с установкой на сотрудничество.
С этой целью создаем буклеты, газеты, видеоролики, в которых рассказываем
родителям о достижениях ребенка.
Третий этап – предполагает ознакомление педагога с семьями и изучение
вопросов о воспитании ребенка. Здесь проявляется активность родителей, которые
делятся семейным опытом по воспитанию
Четвертый этап - практические задания психолого – педагогических
особенностей воспитания дошкольников. При этом используются различные
формы и методы. Это родительские собрания, групповые тематические выставки
детских работ. Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, поделку из
природного материала не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей
и взрослых в общих делах. Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах,
выставках, заранее вывешивается яркое сообщение. Они не остаются
равнодушными: собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми
интересные поделки. Это помогает лучше узнать наших воспитанников.
Одной из привлекательных и результативных форм совместной деятельности
дошкольников и взрослых является проектная деятельность. Проектную
деятельность можно рассматривать как вид культурной практики ребенка, которая
направлена на развитие у него универсальных культурных способов действий
(умений), универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех
обстоятельствах жизни и деятельности.
Разнообразие форм родительских собраний: семейная ассамблея,
организационно - распределительское, информационно-аналитические, позитивноделовое, круглый стол помогают реализовать принцип партнерства, диалога,
обратной связи. Общение происходит в непринужденной форме с обсуждением
актуальных проблем воспитания детей, учетом пожеланий родителей,
использованием методов их активизации. Эффективность образовательного
процесса повышается, если взаимодействие педагога с родителями строится на
основе партнерских отношений.


«Открытость детского сада внутрь» - это вовлечение родителей в
образовательный процесс детского сада («Дни открытых дверей»). Родители,
члены семьи вносят свой вклад в образовательную работу. Некоторые родители и
другие члены семьи включаются в проводимую систематически образовательную,
оздоровительную работу с детьми. Вместе с детьми учатся работе с бумагой (из
салфеток, гофрированной бумаги). Организовывают мастер-классы, проводят
тематические прогулки, походы, катание на коньках. Проходят встречи с
интересными людьми («Гость группы»). А также игротренинги, квесты, досуговые
мероприятия.
Таким образом, установление доверительных отношений с родителями плавно
ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой
личности ребенка. В данном процессе немаловажную роль играет
профессиональная компетентность педагогов ДОУ, что подразумевает под собой
не только совокупность знаний и опыта, но и личностные качества воспитателя.
На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определенная
система взаимодействия с родителями. Использование разнообразных форм
работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей»
стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана
атмосфера взаимоуважения.
Понятие «взаимодействие с семьей» нельзя путать с понятием «работа с
родителями». Хотя второе является составной часть первого. Взаимодействие
обязательно подразумевает не только распределение задач между участниками
процесса, но и обратную связь. «Взаимодействие - философская категория,
отражающая процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную
обусловленность и порождение одним объектом другого. Взаимодействие универсальная форма движения, развития, определяет существование и
структурную
организацию
любой
материальной
системы»
(Большой
Энциклопедический словарь).
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых
технологий и рецептов. Еѐ успех определяется интуицией, инициативой и
терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.
Показателями высокого профессионального уровня воспитателя и качества
педагогического процесса являются владение и успешное применение новых
технологий, отражающих личностно-ориентированный подход педагога к
воспитанникам. Среди этих технологий – педагогика сотрудничества,
использование метода проектов в работе с детьми.
Проектная деятельность является одной из привлекательных и результативных
форм совместной деятельности дошкольников и взрослых. Проектная
деятельность - это воспитание ребенка через деятельность, а в работе с семьей через совместную деятельность.
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая
завершенная работа, имеющая социально-значимый результат. В основе проекта
лежит проблема, для решения которой необходим исследовательский поиск в
различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно
целое. В проекте можно объединить содержание образования из различных
областей знаний. Кроме того, открываются большие возможности для организации
совместной познавательно - поисковой деятельности дошкольников, педагогов и

родителей. Проекты, классифицируются: по составу участников, по целевой
установке, по тематике, по срокам реализации. Проводятся внутри детского сада,
как правило, между группами участников, но бывают и личностные,
индивидуальные проекты.
Проектную деятельность можно рассматривать как вид культурной практики
ребенка, которая направлена на развитие у него универсальных культурных
способов действий (умений, универсальные компетентности, помогающие ему
действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности) и позволяет охватить
все культурные практики, специфические для ребенка дошкольного возраста
(сюжетная игра, игра с правилами, продуктивная и познавательноисследовательская деятельность, чтение художественной литературы).
Участвуя в реализации проекта, родители, являются не только источниками
информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы
над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного
процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство
сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.
Проектная деятельность развивает у всех членов сообщества (воспитанников,
родителей,
воспитателей)
самостоятельность,
инициативность,
умение
планировать свою деятельность и общаться друг с другом, а главное, способствует
укреплению отношений между ребенком, родителями и детским садом.
При взаимодействии детского сада и родителей в проектной деятельности
соблюдаются следующие правила:
1. Информированность. Родители должны знать о содержательных аспектах
семейных проектов.
2. Добровольность и возможность выбора.
3. Чувство успешности. Родители, как и дети должны испытывать чувство
успешности от участия в общей деятельности.
Использование проектной деятельности позволяет:
1.Повысить профессиональную компетентность педагогов детского сада по
вопросам взаимодействия с семьей;
2.Приобщить родителей к участию в жизни детского сада и социализации ребенка
через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия;
3.Повысить уровень воспитательных умений и педагогической культуры
родителей.
Совместная деятельность всех участников педагогического процесса (педагоги,
дети, родители) по созданию и реализации различных проектов приводит к
единению детско-родительского и педагогического коллектива. Дети и взрослые
получают творческий импульс к развитию своих способностей, эмоциональную и
духовную поддержку. Коллективные и индивидуальные проекты требуют от
педагогов поиска новых технологий взаимодействия с детско-родительской
аудиторией, что повышает их профессиональную компетентность; способствуют
позитивным изменениям во взаимодействии и сотрудничестве семьи и
образовательной организации.
Форма работы через родительские уголки является традиционной, в нѐм
помещается практический материал, дающий возможность понять, чем занимается
ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы,
задания. Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что

эти формы работы являются востребованными. Наглядно – информационное
направление дает возможность донести до родителей любую информацию в
доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и
ответственности.
Досуговое направление
Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым
привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации.
Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям:
увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях;
апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть
приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с
родительской общественностью в целом. Сценарии праздников и развлечений
разрабатываются совместно с родителями, музыкальным руководителем, старшим
воспитателем. Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей,
разрабатывается определенный алгоритм подготовки к праздникам:
- выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов;
- консультации для родителей;
- составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей;
- распределение ролей взрослых;
- изготовление пригласительных билетов;
- подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен);
- изготовление атрибутов, пособий.
Проводимая
работа
позволяет
повысить
психолого-педагогическую
компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений. Праздник
в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и
дети. Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских
отношений. Вовлекая родителей в воспитательно-образовательный процесс,
педагоги ДОО помогают им увидеть особенности мировосприятия дошкольников,
лучше понять своего ребенка, обнаружить его сильные и слабые стороны,
учитывать индивидуальные особенности в решении задач воспитания, проявлять
искреннюю заинтересованность в его жизни и быть готовым всегда оказать ему
поддержку. Так из зрителей и наблюдателей родители становятся активными
участниками образовательной деятельности ДОО.
В заключение необходимо акцентировать внимание на том, что взаимодействие
ДОО и семьи будет конструктивным, если оно опирается на результаты изучения
потребностей и интересов семьи.
Ключевой идеей представленных форм взаимодействия в условиях детского сада
является формирование доверительных отношений между детьми, родителями
и педагогами, объединение их в одно звено, воспитание потребности делиться друг
с другом своими проблемами и совместно их решать.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».