Программа кружка Мы - волшебники

Управление образования города Калуги
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение № 49 «Белочка» города Калуги

Принята
Педагогическим советом
Протокол № 01 от 31.08.2020 г.
Педагогический час от 09.03.2021 г.

Утверждена
приказом заведующего
№ 221-од от «31» августа 2020 г.
№ 52-од от «09» марта 2021 г.
(внесение изменений)

Дополнительная общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности

«Мы - волшебники»
Возраст воспитанников: 5-7 лет
Срок реализации:70 часов (2 года)

Автор-составитель: Назарова Ольга Валерьевна
должность: воспитатель

Калуга

Содержание
№

Мероприятия

Страница

1

Целевой раздел

3

1.1 Пояснительная записка

3-4

1.2 Актуальность

4

1.3 Цели и задачи

4-5

1.4 Принципы обучения

5

1.5 Ожидаемые результаты

5-6

Содержательный раздел

7

2.1 Возрастные особенности детей

7-10

п/п

2

2.2 Содержание психологопедагогической работы с детьми

10-11

2.3 Формы работы и методические приемы
обучения
3

11-14

2.4 Взаимодействие с родителями

14-15

Организационный раздел

15

3.1 Условия реализации Программы

15

3.2 Методика
результатов

выявления

ожидаемых

3.3 Учебно-тематический план:
Старшая группа
Подготовительная к школе группа
3.4 Материально-техническое обеспечение
3.5 Программно–методическое
обеспечение

15-17
17
17-21
21-25
25-26
26-27

1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
В изобразительной деятельности ребѐнок самовыражается, пробует свои
силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие,
но прежде всего обогащает его представления о мире. Именно поэтому
современные педагоги и психологи выступают против традиционных дидактических методов обучения, используемых в дошкольных учреждениях
и вынуждающих детей действовать в рамках навязываемых им схем,
образцов, представлений, которые не пробуждают их фантазию, а, наоборот,
подавляют развитие личности.
Новые подходы раскрепощают ребенка. Он уже не боится, что у него что-то
не получится, - немного техники, и пятно на листе бумаги превращается в
кошечку, дуб-великан, морское чудище. Ребѐнку легче поставить на листе
пятно, сделать мазки, работать кистью во всех направлениях, свободно
координируя движения руки.
Все занятия направлены на развитие у дошкольников творчества,
которое определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой
ребѐнок создает новое, оригинальное, активизируя воображение, и реализует
свой замысел, находя средства для его воплощения.
Формирование творческой личности – одна из важных задач
педагогической практики и теории на современном этапе. Наиболее
эффективное средство для всестороннего развития детей является для них
самой интересной, она позволяет передать то, что они видят в окружающей
жизни, то, что их взволновало, вызвало положительное отношение, желание
творить.
В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные
условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства,
которые постепенно переходят в эстетические чувства, способствуют
формированию эстетического отношения к действительности.
Рисование является одним из лучших средств развития
наблюдательности,
памяти,
мышления,
воображения.
Поэтому
рекомендуется шире вводить рисование в процесс обучения и как
самостоятельный предмет, и как вспомогательное средство, прием обучения
при изучении других предметов. Традиционная классификация методов
обучения становиться узкой, не позволяющей решить все задачи, поэтому
необходимо проводить нетрадиционные
занятия, сочетание разных способов изображения предметов и явлений
действительности, использование методов развивающего обучения.
Для развития творчества важно все, что значимо для ребѐнка, что ему
интересно, вызывает положительное
отношение. Для развития творчества детям необходимо приобрести
определенные знания, овладеть навыками и умениями, освоить способы
деятельности, которыми сами дети без помощи взрослых овладеть не могут,
то есть необходимо целенаправленное обучение детей, освоение ими
художественного опыта.

Предполагаемая
программа
по
изобразительной
деятельности предусматривает: формирование у детей эстетического
восприятия, обучение способам действия, развитие творчества. Все эти
процессы между собой тесно связаны, их единству помогают методы и
приемы, используемые в работе с детьми. Выбор методов и приемов
определяется целями и задачами конкретного занятия, содержанием
обучения. На занятиях в кружке главное внимание уделено формированию у
детей нравственно - волевых качеств личности, эмоционально – образного
восприятия изобразительного искусства, художественно – образного начала в
рисунках.
1.2. Актуальность программы:
Программа
ориентирована
на
разностороннее
развитие ребенка, реализуемое через его потенциальные возможности;
на вовлечение в творчество; направлена на удовлетворение
потребностей растущей личности в разностороннем развитии
посредством знакомства с нетрадиционными техниками рисования.
Отвечает современным концепциям до
Программа
ориентирована на разностороннее развитие ребенка, реализуемое
через его потенциальные возможности; на вовлечение в творчество;
направлена на удовлетворение потребностей растущей личности в
разностороннем
развитии
посредством
знакомства
с
нетрадиционными техниками рисования. Отвечает современным
концепциям дошкольного образования, где приоритетными являются
личностно – ориентированные цели.
Новизной и отличительной особенностью кружка по нетрадиционной
технике рисования является то, что в системе работы используются
нетрадиционные
методы
и
способы
развития
детского
художественного
творчества,
предоставляется
возможности
манипулировать с разнообразными по качеству и свойствам
материалами. Используются самодельные инструменты, природные и
бросовые материалы. Нетрадиционное рисование доставляет детям
множество положительных эмоций, раскрывает возможность
использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве
оригинальных художественных материалов, удивляет своей
непредсказуемостью.
1.3. Цель программы:
Развитие художественно-творческих способностей детей через освоение
нетрадиционных техник изображения.
Задачи программы
Развивающие:
 Развивать
у
детей
коммуникативные,
речевые,
интеллектуальные и художественные способности в
процессе рисования.

Развивать интерес к
нетрадиционным
техникам
рисования, воображение.
 Развивать формо- и цветовосприятие, чувство композиции,
мелкую моторику рук, ассоциативное мышление,
воображение.
 Развивать
творческую
активность,
поддерживать
потребность в самовыражении.
Образовательные:
 Знакомить детей с нетрадиционными техниками
рисования (с использованием разных материалов).
 Учить получать различные оттенки красок основных
цветов.
 Учить использованию различных материалов
 Учить
понимать и выделять такие средства
выразительности, как композиция и колорит.
 Учить отображать впечатления от окружающего
мира в изодеятельности.
 Побуждать
детей
экспериментировать
с
изобразительными материалами. Придумывать и
создавать
композиции, образы. Поощрять и поддерживать детские творческие
находки.
Воспитательные:
 Формировать положительно – эмоциональное восприятие
окружающего мира.
 Воспитывать
художественный
вкус,
интерес
к
изобразительному искусству.
 Воспитывать желание и умение взаимодействовать со
сверстниками при создании коллективных работ.
Данная программа предполагает варианты разрешения следующих
проблем:
-приобщение детей к творчеству;
-знакомство детей с различными техниками рисования;
-знакомство детей с различными материалами.


1.4. Принципы обучения
При составлении данной программы учитывались основные принципы:
 Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые
возможности для воспитания и развития творческих
способностей детей);
 Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете,
композиции и др.);








Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных
особенностей);
Принцип поэтапности (последовательность, приступая к
очередному этапу ,нельзя миновать предыдущий);
Принцип динамичности (от самого простого до сложного);
Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы,
методов и способов изображения, разнообразие материала);
Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без
ограничений);
Принцип сотрудничества (совместная работа с родителями);

1.5. Планируемые результаты освоения детьми программы
дополнительного образования:
1.В конце учебного года дети в изобразительной деятельности
самостоятельно
используют
нетрадиционные
материалы,
инструменты;
ребенок овладевает нетрадиционной техникой печатания:
пальчиками, ладошкой печатками из различных материалов с
разной структурой, понимает изобразительно –выразительные
возможности различных материалов.
 ребенок овладевает нетрадиционной техникой тычка: пальчиком,
палочкой, сухой жесткой кистью, осознает ритм, как
изобразительно-выразительное средство.
 ребенок овладевает нетрадиционными
техниками с жидкой
краской: раздувание краски, набрызг, кляксография.
 ребенок знает элементы нетрадиционных техник с очень густой
краской: расчесывание краски, витраж.
 ребенок знает элементы нетрадиционной техникой – монотипия.
 ребенок знает элементы нетрадиционных техник со смешением
материалов: граттаж, фотокопия, проступающий рисунок.
 ребенок знает элементы нетрадиционных техник рисования с
использованием нетрадиционных средств изображения: рваная
бумага, скатываемая бумага, ткань, нитки, тиснение.
2.В работе с нетрадиционным материалом проявляют творческие
находки;
3.Стремятся к самостоятельному решению творческих задач;
4.Умеют утверждать свою личностную позицию в художественно творческой деятельности с использованием нетрадиционных техники
изображения.


2. Содержательный раздел
2.1. Возрастные особенности детей
(извлечение из «Основной образовательной программы дошкольного
образования «От рождения до школы»» под редакцией
Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой).
Возрастные особенности детей 5-6 лет.
Возраст 5-6 лет - это старший дошкольный возраст. Он является очень
важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка,
интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом,
когда в ребенке закладываются многие личностные качества, формируется
образ «Я», половая идентификация. В этом возрасте дети имеют
представление о своей гендерной принадлежности по существенным
признакам. Важным показателем этого возраста 5-6 лет является оценочное
отношение ребенка к себе и другим. Дети могут критически относиться к
некоторым своим недостаткам, могут давать личностные характеристики
своим сверстникам, подмечать отношения между взрослыми или взрослым и
ребенком. 90% всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет.
Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в
будущем.
Ведущая потребность в этом возрасте – потребность в общении и творческая
активность. Общение детей выражается в свободном диалоге со
сверстниками и взрослыми, выражении своих чувств и намерений с
помощью речи и неречевых средств (жестов, мимики). Творческая
активность проявляется во всех видах деятельности, необходимо создавать
условия для развития у детей творческого потенциала. Ведущая деятельность
– игра, в игровой деятельности дети уже могут распределять роли и строить
своѐ
поведение,
придерживаясь
роли.
Игровое
взаимодействие
сопровождается речью. С 5 лет ребѐнок начинает адекватно оценивать
результаты своего участия в играх соревновательного характера.
Удовлетворение полученным результатом начинает доставлять ребѐнку
радость, способствует эмоциональному благополучию и поддерживает
положительное отношение к себе. Ведущая функция – воображение, у детей
бурно развивается фантазия. Воображение – важнейшая психическая
функция, которая лежит в основе успешности всех видов творческой
деятельности человека. Детей необходимо обучать умению планировать
предстоящую деятельность, использовать воображение для развития
внутреннего плана действий и осуществлять внешний контроль посредством
речи.
В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию.
Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала,
сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В познавательной
деятельности продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и
величины. Дети называют не только основные цвета, но и их оттенки, знают
формы. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим
миром, расширением его кругозора. Лучшим способом получить именно

научную информацию является чтение детской энциклопедии, в которой
четко, научно, доступным языком, ребенку описывается любая информация
об окружающем мире. Ребенок получит представление о космосе, древнем
мире, человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о
многом
другом.
Это период наивысших возможностей для развития всех познавательных
процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для
развития всех этих процессов усложняется игровой материал, он становится
логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и
рассуждать. Конструктор хорошо развивает логическое мышление. Здесь
важным моментом является складывание по схеме – образцу, начиная с
простых узоров. Кубики, различные головоломки, мозаику необходимо
выкладывать по картинке, ориентируясь на цвет, форму, величину. В
логических играх ребенок должен увидеть последовательность, проследить
логическую
закономерность
и
обосновать.
В играх на логику прослеживается и личностный аспект дошкольника.
Правильно решив упражнение, ребенок радуется, чувствует уверенность в
себе и желание побеждать. Есть дети, которые сдаются, не верят в свои силы
и задача родителей выработать у ребенка стремление победить. Важно,
ребенок должен знать, что «Я могу». Необходимо прививать интерес к
размышлению и рассуждению, поиску решений, научить испытывать
удовольствие от прилагаемых усилий и получаемого результата. Важно,
чтобы
детям
сопутствовал
успех.
Главное, в развитии детей 5-6 лет – это их познавательное развитие,
расширение кругозора. И все игры, направленные на это дадут хороший
результат. Не отвечайте односложно – «да» или «нет». Отвечайте ребенку
развернуто, спрашивайте его мнение, заставляйте думать и рассуждать. А
почему сейчас зима? Докажи. А почему в лесу нельзя разводить костер.
Обоснуй. У детей много неосознанной информации в голове, задача
взрослых им в этом помочь. В изобразительной деятельности 5-6 летний
ребенок свободно может изображать предметы круглой, овальной,
прямоугольной формы, состоящих из частей разной формы и соединений
разных линий. Расширяются представления о цвете (знают основные цвета и
оттенки, самостоятельно может приготовить розовый и голубой цвет).
Старший возраст – это возраст активного рисования. Рисунки могут быть
самыми разнообразными по содержанию: это жизненные впечатления детей,
иллюстрации к фильмам и книгам, воображаемые ситуации. Обычно рисунки
представляют собой схематичные изображения различных объектов, но
могут отличаться оригинальностью композиционного решения. Изображение
человека становится более детализированным и пропорциональным. По
рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном
состоянии изображенного человека. Рисунки отдельных детей отличаются
оригинальностью, креативностью. В лепке детям не представляется
трудности создать более сложное по форме изображение. Дети успешно

справляются с вырезыванием предметов прямоугольной и круглой формы
разных пропорций.
Возрастные особенности детей 6-7 лет
Образы из окружающей жизни и литературных произведений,
передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее.
Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается
их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками
мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос,
военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс,
балерин, моделей и т. д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка,
комната и т. д.
Изображение человека становится еще более детализированным и
пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови,
подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.
При правильном педагогическом подходе у дошкольников
формируются художественно-творческие способности в изобразительной
деятельности.
Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда
могут одновременно учитывать несколько различных признаков.
Развивается
образное
мышление,
однако
воспроизведение
метричес¬ких отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям
вос¬произвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять
точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не
воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении
рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками
образца.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в
значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится
констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении
со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том
числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности
детских образов.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится
произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного
сосредоточения достигает 30 минут.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст.
Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов
человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми;
развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
К концу дошкольного возраста ребѐнок обладает высоким уровнем
познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем
успешно учиться в школе.

2.2. Содержание психолого-педагогической работы с детьми.
Программа строится на обучении детей основам цветоведения, композиции,
формообразования,
навыкам
и
умениям,
обучению
работы
с
нетрадиционными техниками рисования. Осуществляется повтор техник с
усложнениями как технических, так и изобразительных и нетрадиционных
способов изображения, на основе которых строится планирование.
Организация практических занятий содержит увлекательные формы и
методы, цель которых донести до детей определѐнное содержание,
сформировать у них устойчивый интерес к нетрадиционной деятельности,
знания и умения в их использовании: занятия − погружение в тему, занятие –
игра, сказка, выставка, дидактическая игра, занимательные занятия.
Каждое занятие начинается с беседы или просмотра презентации,
рассматривания или показа нетрадиционных способов изображения,
знакомства с техниками, организуя познавательную и продуктивную
деятельность детей, в конце проводится анализ продуктов деятельности.
Эвристический и исследовательский метод даѐт возможность ярче выразить
свои индивидуальные изобразительные способности.
Репродуктивный метод необходим для закрепления приобретѐнных знаний,
навыков и умений, как на занятиях, так и в свободной, совместной и
самостоятельной деятельности.
Для успешной реализации программы подготовлен дидактический материал.
Он включает в себя образцы с применением нетрадиционных техник,
выполненные педагогом и детьми, рисунки, открытки и эскизы, специальную
и
дополнительную
литературу,
фотографии
детских
работ
и
профессиональных работ, презентации знакомства с ИЗО искусства и по
основным темам. Образовательный процесс строится с учетом контингента
воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального
заказа родителей.
При организации образовательного процесса
обеспечивается единство
воспитательных, развивающих и обучающих задач. При этом поставленные
цели и задачи решаются, избегая перегрузки детей, на необходимом и
достаточном материале, максимально приближаясь к разумному
«минимуму». Обеспечивается
каждому ребенку отдых (пассивный и
активный), эмоциональное благополучие, способность формировать умение
занимать себя позволяет развитие культурно — досуговой деятельности
дошкольников по интересам. Развиваются художественные наклонности
детей в рисовании, аппликации, совершенствовать самостоятельную
музыкально — художественную и познавательную деятельность.
Формируется потребность творчески проводить свободное время в социально

— значимых целях, занимаясь различной деятельностью: музыкальной,
изобразительной, театральной и др.
Работа в кружке строится на принципе интеграции видов деятельности в
соответствии
с
возрастными
возможностями
и
особенностями
воспитанников, носит инновационный характер, так как в системе работы
используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей.
2.3. Формы работы и методические приемы обучения
Техники нетрадиционного рисования и упражнения.
Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение
разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного
рисования рекомендуется использовать особенные техники и приѐмы.
Дети старшего дошкольного возраста могут освоить следующие
техники нетрадиционного рисования:
Монотипия предметная
Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на
одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы
выбираются си-мметричные). После рисования каждой части предмета, пока
не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения
отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после
рисования нескольких украшений.
Монотипия пейзажная
Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия,
изображение про-странства в композиции.
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная
плитка.
Способ получения изображения: ребѐнок складывает лист пополам. На одной
поло-вине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в
озере, реке (от-печаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не
успели высохнуть. Поло-вина листа, предназначенная для отпечатка,
протирается влажной губкой. Исход-ный рисунок, после того, как с него
сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от
отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и
кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она
накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
Кляксография с трубочкой
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке,
пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой
краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это
пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги.

При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали
дорисовываются.
Отпечатки листьев
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие,
кисти).
Способ получения изображения: ребѐнок покрывает листок дерева красками
разных цветов, затем прикладывает его
окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз
берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Рисование пальчиками
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие
листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребѐнок опускает в гуашь пальчик и
наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска
разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь
легко смывается.
Рисование ладошкой
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого
цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю
кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает
отпечаток на бумаге. Рисуют и правой, и левой руками, окрашенными
разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь
легко смывается.
Восковые мелки + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на
белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько
цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.
Свеча + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребѐнок рисует свечой на бумаге. Затем
закраши-вает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой
остается белым.
Набрызг
Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо
пластика (55 см).

Способ получения изображения: ребѐнок набирает краску на кисть и ударяет
кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист
акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.
Тычок жѐсткой полусухой кистью.
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, плотная бумага.
Способ получения изображения: ребѐнок опускает в гуашь кисть и ударяет
ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается.
Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается
имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Ниткография.
Средства выразительности: цвет, линия, фактура.
Материал: ворсистая нитка, лист бумаги, краски, кисти.
Способ получения изображения: дети выкладывают на половинке листа
бумаги прокрашенные в краске нити, закрывают второй половинкой бумаги,
придерживая лист резко выдергивают нитку. Можно использовать нити
разных цветов.
Рисование по мокрому.
Средства выразительности: пятно.
Материалы: акварельная бумага, вода, акварель, мягкая кисть.
Для выполнения работы необходимо смочить лист чистой водой, а потом
кистью или каплями нанести изображение.
Оно получится как бы размытое под дождем или в тумане.
Мыльные пузыри.
Средства выразительности: цвет, фактура, пятно.
Материалы: гуашь, жидкое мыло, вода, трубочка для коктейля, плотный лист
бумаги.
В крышке смешать 5 ст. л. гуашь, 1 ст. л. мыло, 1 ч.л. воду. Опустите в смесь
трубочку и подуть так, чтобы получились мыльные пузыри. Взять лист
бумаги, и осторожно прикоснуться ею к пузырям, как бы перенося их на
бумагу.
Оттиск смятой тканью.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого
пороло-на, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера,
смятая ткань.
Способ получения изображения: ребѐнок прижимает смятую ткань к
штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы
получить другой цвет, меняются и блюдце, и ткань.
Оттиск фруктами.
Средства выразительности: цвет, пятно.
Материалы: любые фрукты разрезанные пополам, блюдце с гуашью, плотная
бумага.
Способ получения изображения: ребенок окунает фрукт в блюдце с краской
и наносит отпечаток на бумагу.

Пуантилизм (рисование тычком).
Средства выразительности: цвет, пятно.
Материалы: емкость с гуашью, ватная палочка, лист бумаги.
Способ получения изображения: ребенок окунает в емкость с краской,
ватную палочку и наносит изображение на лист. Таким образом заполняется
весь лист, контур или шаблон. При необходимости изображение
дорисовывается кистью.
Основные применяемые технологии:
- Здоровьесберегающие технологии.
- Личностно-ориентированная технология.
- Игровые технологии.
- Технология исследовательской деятельности.
- ИКТ
2.4. Взаимодействие с родителями
План взаимодействия с родителями в старшей группе
1-й квартал.
1. Консультация «Нетрадиционная техника рисования»
2. Консультация «Самые неожиданные идеи в детском творчестве»
3. Папка – передвижка «Эти удивительные ладошки»
4. Выставка детских работ «Золотая осень»
2-й квартал.
1. Папка – передвижка «Учите детей удивляться»
2. Консультация «Как изобразить зиму»
3. Памятка для родителей «Эти удивительные картинки»
4. Выставка работ «Зимние узоры»
3-й квартал.
1. Консультация «Развития детского изобразительного творчества через
нетрадиционные техники рисования»
2. Консультация «Развитие мелкой моторики дошкольников с помощью
нетрадиционных техник рисования»
3. Мастер класс «Рисование нетрадиционными способами»
4. Выставка работ «Весна во дворе»
5. Итоговая выставка детских работ «Наш вернисаж»
План взаимодействия с родителями в подготовительной группе
1-й квартал.
1. Консультация «Учите детей фантазировать»
2. Папка – передвижка «Как можно изобразить осень»
3. Советы – рекомендации «Развитие мелкой моторики рук при
использовании нетрадиционной техники рисования в детском творчестве»
4. Выставка детских работ
2- й квартал
1. Консультация «Чудесное превращение овощей»

2. Рекомендации «Использование техники рисования углѐм в детской
изобразительной деятельности»
3. Советы «Из чего можно изготовить печатки для рисования»
4. Выставки детских работ
3-й квартал
1. Папка – передвижка «Рисование по сырому фону»
2. Советы – рекомендации «Использование выразительных средств для
изображения весны в рисунке»
3. Итоговая выставка детских работ «Наш вернисаж»
3. Организационный раздел
3.1. Организационно-педагогические условия
Настоящая программа составлена с учетом возрастных и
психофизических особенностей детей 5-го - 7 -го года жизни.
Срок реализации программы: 2 года по 35часов.
Режим занятий: занятия проводятся один раз в неделю в старшей группе 25
минут, в подготовительной – 30 минут.
Наполняемость группы: до 12 человек.
Формы организации деятельности воспитанников на занятии: фронтальная;
Структура занятия состоит из двух частей:
Обучающая – по длительности – 1/3 часть общего
времени занятия.
2.
Творческая – по длительности – 2/3 общего времени
занятия.
1.

3.2. Формы итоговой аттестации
Результаты усвоения программы отслеживаются на конечном
этапе обучения путѐм диагностирования. Предусматривается
проведение итогового мониторинга развития художественнотворческих способностей детей. Диагностика воспитанников
проводится 1 раз в год: в конце учебного года (май).
Основной метод – наблюдение. Обследование проводится в
ходе образовательной деятельности.
Диагностическая карта

Ф.
№ И.
реб
енк
а

Техни
ки
нетра
дицио
нного
рисов
ания –
печат
ание
(владе
ет)

Техни
ки
нетра
дицио
нного
рисов
ания –
тычок
(владе
ет)

Техни
ки
нетра
дицио
нного
рисов
ания с
жидко
й
краск
ой(вл
адеет)

1
.
2
.
3
.
4
.
5
.
6
.
7
.
8
.
9
.
1
0
.
1
1
.
1
2
.
Шкала оценок:
3 балла - овладел
2 балла - частично овладел
1 балл - не овладел

Техни
ки
нетра
дицио
нного
рисов
ания с
очень
густой
краск
ой
(знает
элеме
нты
техни
ки)

Техни
ки
нетра
дицио
нного
рисов
ания
со
смеше
нием
матер
иалов(
знает
элеме
нты
техни
ки)

Техни
ки
нетра
дицио
нного
рисов
ания
-монот
ипия
(знает
элеме
нты
техни
ки)

Нетра
дицио
нные
матер
иалы
(знае
т
элеме
нты
техни
ки)

Прояв
ление
самост
оятель
ности

На основании проводимого в конце года мониторинга ставятся задачи:
- по индивидуальн6ой работе с конкретными детьми.
-как разнообразить подачу материла, сделать более увлекательной для детей.
3.3. Учебно-тематический план:
3.3.1. Учебно-тематический план работы кружка «Мы
волшебники»
(нетрадиционные техники рисования) в старшей группе
( дети 5-6 лет)
№

Тема

Техника

Программное
содержание

Оборудование

сентябрь
1.

Экскурсия в
мастерскую.

Знакомство детей с
творческой мастерской,
оборудованием.

2.
3.

Мониторинг
«Путешествие Отпечатывание Познакомить с чудесным
в золотистый поролон
свойством цвета
лес»
преображать окружающий
( Рисование
мир, с теплыми и холодными
поролоном по
цветами. Познакомить со
трафарету)
свойствами различных
художественных
материалов;

4.

«Невиданный
зверь»

Рисование
жесткой и
мягкой
кистями

Трафареты,
поролоновые
губки, листы
бумаги,
тарелочки с
краской,
стаканчики с
водой,
влажные
салфетки.
Формировать чувство
Альбомные
композиции. Учить
листы, кисти
объединять разные техники в с жесткой и
одной работе.
мягкой
щетиной,
гуашь,
стаканчики с
водой,
салфетки.

октябрь
5.

Печать
листьев

отпечатывание

Познакомить с
техникой «печать
растений»

6.

«Осень на

отпечатывание

Развивать видение

Бумага А4
Гуашь
Кисть
Листья разных
пород деревьев
Бумага А3

опушке
краски
разводила»
7.

«Лист на
воде»

отпечатывание
трафарет

8.

Ветка рябины

Рисование
пальчиками

художественного образа Гуашь
и замысла через
Кисть
природные формы.
Листья разных
пород деревьев
Познакомить с
Бумага А4
техникой трафарета
Гуашь
Кисть
Поролоновые
тампоны
Листья клена
Познакомить с
Бумага А4
техникой пальчикового Гуашь
рисования.
Кисть
Гроздь рябины

ноябрь
9.

Смешивание
красок

Смешивание
поролон

Познакомить со
способом получения
цвета путем смешивания
непосредственно на
листе, с помощь
поролоновой губки

10.

«Цветикразноцветик»

Смешивание
цвета
трафарет

11.

«Веселые
кляксы»

Кляксография

Продолжать знакомить
со способом получения
цвета путем
смешивания
непосредственно на
листе, с помощь
поролоновой губки,
внутри трафаретного
контура.
Познакомить с таким
способом изображения
как кляксография

12.

«Веселые
кляксы»
(продолж.)

Кляксография

Показать
выразительные
возможности
кляксографии.

Цветовой круг
Бумага А4
Гуашь
Белила
Поролоновая
губка
Кисть
Бумага А4
Гуашь
Кисть
Белила
Поролоновая
губка

Бумага А4
Гуашь
разведенная до
очень жидкого
состояния
Кисть
Бумага А4
Гуашь
разведенная до
очень жидкого
состояния
Кисть

декабрь
13.

Бабочка
(воспоминания
о лете)

Монотипия

Познакомить с новой
техникой – монотипия
Формировать понятие
симметрии в рисунке
через

Бумага А4
Гуашь
Кисть

14.

«Пейзаж у
озера»

Монотипия

15.

«Морозный
узор»

Фотокопия
Восковые
мелки+
акварель

16.

«Морское дно»

Фотокопия
Восковые
мелки+
акварель

знакомство с
нетрадиционной
техникой рисования –
монотипия
Продолжать знакомить Бумага А4
с техникой – монотипия Акварель
Кисть
Познакомить с новой
Бумага А4
техникой, когда контур, Акварель
нарисованный
Кисть
восковым мелком, не
Восковые
будет окрашиваться при мелки
нанесении поверх него
акварели , а будет
«проявляться»
Продолжать знакомить Бумага А4
с техникой
Акварель
проступающего
Кисть
рисунка (фотокопия)
Восковые
мелки

январь
17.

«Снегири на
ветке»

тычок
полусухой
жѐсткой
кистью +
крупа

Развивать воображение
через нетрадиционную
технику тычка и
рисованием крупой

Бумага А4

Бумага А4
Гуашь
разведенная до
очень жидкого
состояния
Кисть
Восковые мелки
Бумага А4
Гуашь
Кисть
Восковые мелки

18.

«Невиданный
зверь»

кляксография
+ восковые
мелки

Продолжать знакомить
с таким способом
изображения, как
кляксография

19.

«Подводное
царство»

граттаж +
восковые
мелки

Продолжать
формировать навык
владения
нетрадиционной
техникой рисования –
граттаж + восковые
мелки

Гуашь
Кисть жесткая
Пшено
Клей ПВА

февраль
20.

Зимние
напевы

Набрызг

Познакомить с
техникой набрызга
Развивать воображение
И творческую
фантазию через

Бумага А4
Гуашь (белила)
Зубная щетка
Деревянная
палочка

21.

Подводное
царство
Осьминог

Рисование
ладошкой

22.

«Плюшевый
медвежонок»

Рисование
поролоном

23.

Котенок

Рисование
поролоном

освоение данной
техники.
Совершенствовать
умение в технике
«Рисование ладошкой».
Учить превращать
отпечатки ладоней в рыб,
медуз.
Познакомить с навыком
рисования
поролоновой губкой,
Продолжать знакомить
с навыком рисования
поролоновой губкой,

Бумага А4
Гуашь

Бумага А4
Гуашь
Поролоновая
губка
Бумага А4
Гуашь
Поролоновая
губка

март
24.

«Мимоза»
(черѐмуха)

Рисование
тычком

25.

«Мимоза»
(вариант)

Техника
скомканной
бумаги

26.

«Колючая
сказка»/
«Бараш»

27.

Продолжать
формировать навык
овладения техникой
рисования тычком.
Познакомить с
техникой скомканной
бумаги

Рисование
штрихом
Каракулеграфия Развивать творческое
воображение через
усвоение
нетрадиционной
техники рисования –
каракулеграфия

Бумага А3
Желтая
салфетка
Клей ПВА
Бумага А4
карандаш
БумагаА5
карандаш

апрель
28.

«Красивые
картинки из
разноцветной
нитки»

Рисование
нитками

29.

«Дед Мороз»/
«Звездочки»

Рисование солью

30.

«Космический Фотокопия
пейзаж»
Восковые
мелки+
акварель

Вытягивание нити.
Познакомить с новым
необычным материалом
и способом его
применения в
изобразительной
деятельности.

БумагаА4
Нитки
Краска
акварель или
Гуашь
разведенная до
жидкого
состояния
Научить новому приему БумагаА4
изображения:
Акварель
присыпание солью по
соль
мокрой акварели
Продолжать знакомить
с техникой
проступающего
рисунка (фотокопия)

Ожившие
предметы

31.

Все техники
нетрадиционного
рисования,
которые знаем.

Развивать воображение
через использование
нетрадиционной
техники рисования –
рисование нитками
рисование солью

Ткань
Кисть
Краски по
ткани
Все материалы

май
«Пейзаж»
(Натюрморт)

32.

Все техники
нетрадиционного
рисования,
которые знаем.

Расширять представления Ткань, силуэты:
дом, дерево,
о разных техниках
звѐзды; зубная
рисования.
щетка, расчѐска,
гуашь разного
цвета, салфетки
матерчатые и
бумажные, банки
с водой.

33..

КВН. Развлекательно-познавательный КВН по изобразительной деятельности.

34-35.

Мониторинг

Использование
всех техник с
которыми дети
познакомились в
течении
учебного года

Развивать творчество
воображение,
самостоятельность,
инициативность,
любознательность,
активность через
использование
нетрадиционных техник
рисования

Все
материалы.

Дети самостно выбирают
материалы

3.3.2. Учебно-тематический план работы кружка «Мы волшебники»
(нетрадиционные техники рисования)
в подготовительной группе
( дети 6-7 лет)
№

Тема

Техника

Программное
содержание

Оборудование

сентябрь
1.

Земляничка

Рисование
веревочкой

Познакомить с
техникой
«рисование
веревочкой»

2.

Бабочка

Монотипия
предметная

Совершенствовать
умения детей в
технике -

Картон формата
А4, 1 верѐвочка
чѐрного цвета
длиной 1 м, клей
ПВА, кисти,
гуашь, ножницы
Альбомный
лист, гуашь, кисть,
ножницы, простой

монотипии
предметной;

3.

Ежик

4.

Звездное небо

Рисование
веревочкой

карандаш,
иллюстрации
бабочек разного
цвета; вырезанные
из бумаги силуэты
различных
симметричных и
асимметричных
предметов (гриб,
чайник, чашка,
цветок и т.д.)

Закрепить
особенности
техники
«рисование
верѐвочкой»;

Набрызг, печать
поролоном по
трафарету

Картон формата
А4, 1 верѐвочка
чѐрного цвета
длиной 1 м, клей
ПВА, кисти,
гуашь, ножницы
Учить создавать
Бумага формата
образ звѐздного неба, А3, кисти,
используя смешение гуашь,
красок, набрызг и
трафареты,
печать по трафарету. поролоновый
тампон, жѐсткая
кисть и картонка
для набрызга,
эскизы,
иллюстрации

октябрь
5.

Вазочка

трафарет

Продолжать
знакомить с
техникой трафарета

Бумага А4
Гуашь
Кисть
Ваза

6.

Ветка рябины
в вазе
(с натуры)

Рисование
пальчиками
трафарет

7.

«Черемуха»

Рисование
тычком

Помочь детям
осознать ритм как
изобразительновыразительное
средство.
Познакомить с
техникой рисования
тычком

Бумага А4
Гуашь
Кисть
Ветка рябины
Ваза
Бумага А4
Гуашь
Кисть
Ватные палочки

8.

Свободная
тема

Использование
всех техник с
к-ми
познакомились

Развивать
воображение,
творчество,
инициативность
через овладение
нетрадиционными
техниками печатания
и тычка

ноябрь
9.

«Дерево»

Раздувание
краски

Познакомить с
новым способом
изображения –
раздуванием краски

10.

«Осенние
мотивы»
(поздняя
осень)

Раздувание
краски

Развивать
воображение и
фантазию при
освоении способа
раздувания краски

11.

«Цветы,
звѐзды,
салют…»
Выставка
«Осенние
мотивы»

Раздувание
краски

Закреплять способ
рисования –
раздувание краски
Развивать
Бумага А3
воображение,
Гуашь
творчество,
Гуашь,разведенная
инициативность через до очень жидкого
овладение
состояния
нетрадиционными
Кисть
техниками с жидкой Поролоновые
краской
Томпоны
Трафареты
Ватные палочки
Трубочки

12.

Использование
всех техник с
к-ми
познакомились

Бумага А4
Гуашь разведенная
до очень жидкого
состояния
Трубочка
Кисть
Бумага А4
Гуашь,
разведенная до
очень жидкого
состояния
Трубочка
Кисть

декабрь
13.

Витражи для
окошек
ЗимушкиЗимы

14.

Витражи для
терема Лета»

1516.

Выставка
«Новогодняя
сказка»

Клеевые
картинки
(контурные
картинки –
витраж)
Клеевые
картинки
(контурные
картинки –
витраж)
Использова-ние
всех техник с кми
познакомились

Познакомить детей
с понятием
«витраж» и
техникой его
выполнения
Продолжать
знакомить с
понятием «витраж»
и техникой его
выполнения
Развивать
воображение,
творчество,
инициативность

Бумага А4
Гуашь
Кисть
Клей ПВА
Бумага А4
Гуашь
Кисть
Клей ПВА
Бумага А3
Гуашь
Гуашь,разведенная
до очень жидкого

через овладение
нетрадиционными
техниками
монотипия,
фотокопия и
витраж

состояния
Кисть
Поролоновые
Томпоны
Трафареты
Ватные палочки
Трубочки

январь
17.

«Волшебные
карандаши»

18.

«Волшебные
подарки»
(«Веселые
кляксы»)

19.

«А снег идет, а
снег идет…»

20.

«В лесу
родилась
ѐлочка»

каракулеграфия Развивать
воображение через
нетрадиционную
технику
каракулеграфия
Кляксографи
Продолжать
знакомить с таким
способом
изображения, как
кляксография
Рисование
Продолжать
тычком
формировать навык
владения
нетрадиционной
техникой рисования
-- тычок
Рисование
Продолжать
тычком
формировать навык
владения
нетрадиционной
техникой рисования
-- тычок

Бумага А4
Цветные
карандаши

Бумага
тонированная А4
Гуашь
Кисть
Ватные палочки
Бумага А4
Гуашь
Кисть
Ватные палочки

февраль
21.

Цирк

Рисование
поролоном

22.

«Мои
любимые
игрушки»

Рисование
поролоном

2324.

Строим дом

Рваная бумага

Продолжать
знакомить с
навыком рисования
поролоновой
губкой,
Закреплять навык
рисования
поролоновой
губкой,
Развивать
творческое
воображение через
использование
данной техники
Познакомить с
техникой рваной
бумаги
(мозаика)

Бумага А3
Гуашь
Поролоновая
губка

март
25.

26.

27.

28.

«Ёжик»

Рисование
штрихом

Познакомить со
способом
рисования жесткой
сухой кистью
«Музыкальный Цветовое пятно Стимулировать
рисунок»
творчество детей к
импровизации с
цветовым пятном
«Музыкальный Цветовое пятно Формировать
рисунок»
умение соотносить
цвет с музыкой,
опираясь на
средства
музыкальной
выразительность
Выставка
ИспользоваРазвивать
«Весенняя
ние всех
воображение,
капель»
техник, с к-ми
творчество,
познакомились инициативность
через овладение
нетрадиционными
техниками:
тычок, штрих,
каракулеграфия,
цветовое пятно

БумагаА5
Жесткая кисть
Бумага А4
Гуашь всех цветов
Бумага А4
Гуашь всех цветов

Все материалы

апрель
Развивать
воображение через
использование
нетрадиционной
техники рисования
– рисование
нитками +
рисование солью

29.

Ожившие
предметы
(продолжение)

30.

Березка

31.

Березка

Батик

32.

Выставка
«День
Победы»

Все техники

Батик

Познакомить с
техникой создания
изображения на
ткани
Познакомить с
техникой создания
изображения на
ткани

Гуашь разведенная
до очень жидкого
состояния
Кисть
Поролоновые
Губки
Трафареты
Ватные палочки
Трубочки
Соль
БумагаА5
Акварель
Гуашь
Кисть
Ткань
Кисть
Краски по ткани
Все материалы

май
3335.

Мониторинг
Выставка
работ

Использование
всех техник с
которыми дети
познакомились
в течении
учебного года

Развивать творчество Все материалы.
воображение,
самостоятельность,
инициативность,
любознательность,
активность через
использование
нетрадиционных
техник рисования

3.4. Материально-техническое обеспечение
-материал для рисования:
гуашь (12 цветов) (12наборов);
восковые мелки (12 цветов) (12наборов);
акварель (12 цветов ) (12 наборов)
-графитные карандаши (2м-3м) (12шт.);
-бумага различной плотности, цвета и размера;
-трафареты, печатки;
-трубочки, ластики, поролоновые губки, зубные щетки, зубочистки;
-палитры (12шт.);
-кисть «щетина» (12 шт.);
-кисти круглые беличьи (12шт.);
-банки для промывания ворса (12 шт.);
-салфетки из ткани впитывающие воду (12шт.);
-клей ПВА
3.5. Программно –методическое обеспечение
ООП ДО МБДОУ № 49 «Белочка» г. тКалуги, разработанная на
основе ООП ДО «От рождения до школы» под
редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой).
 Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском
саду. Часть I – М.; «Издательство Скрипторий 2003», 2007г.
 Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском
саду. Часть II – М.; «Издательство Скрипторий 2003», 2007г.
 Дьченко О. М. Развитие воображения дошкольника. Методическое
пособие для воспитателей и родителей. – М.; Мозаика-Синтез,
2008г.
 Козакова Р. Т. Занятия по рисованию с дошкольником – М.; ТЦ
Сфера, 2008г.












Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования. – М.;
Педагогическое общество России, 2005г.
Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском
саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для
воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб.; КАРО,
2008г.
Новалицкая
Л.
М.
Методика
формирования
навыков
изобразительной деятельности в ДОУ. – М.; АРКТН, 2008г.
Рузанова Ю. В. Развитие моторики у дошкольников
нетрадиционной изобразительной деятельности. – СПб.; КАРО,
2007г.
Утробина К. К. , Утробин Р. Ф. Увлекательное рисование методом
тычка с детьми 3-7 лет. – М.; «Издательство ГНОМ и Д», 2004г.
Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – г. Ярославль; Академия
развития: Академия холдинг, 2004г.
Шайдурова Н. В. Методика обучения рисования детей
дошкольного возраста. Учебное пособие. – М.; ТЦ Сфера, 2008г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».